Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне евреи, римляне. На Востоке колокола были известны в Китае и Японии. В древние времена колокола были совсем небольших размеров и клепались из листового железа, а затем из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей.
Схема колокола
. КОЛОКОЛ м. звон, церк. кампании; вылитый из меди (с примесью олова, серебра и пр.) толстостенный колпак; с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привешенным внутри билом или языком. Большие колокола употреб. почти только при церквах, и потому зовутся также Божьим гласом... Толковый словарь В. Даля Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанииами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
В первые годы царствования Петра I колокольное дело притихло, поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по указу царя, из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Из этих колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Русские мастера стали делать колокола больших размеров. Особое место среди всех в мире колоколов занимает "Царь колокол". Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней
Трезвон - это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию. Подробнее: 492http:// 492
Названия колоколов: Праздничный колокол - самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и в некоторых других, особенно торжественных, случаях. Воскресный - меньший по величине, используемый в воскресные службы. Полиелейный - в дни средних, когда совершается полиелей. Простодневный или Будничный - в обычные, не праздничные дни. Постный - в период Великого Поста. Часовой - перед чтением великопостных часов. Кроме названий, напрямую связанных с богослужебной практикой, колокола могут носить произвольные имена или прозвища: Широкий, Лебедь, Баран (здесь угадывается краткая характеристика тембровой окраски их звучания); Корсунский, Немчин, Ростовский (здесь, скорее всего, поводом к названиям послужило их происхождение).
Перебор- это по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Перебор - погребальный звон. Несмотря на свою простоту, имеет определенные разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в её развитии и взрослении. При погребении "мирских человек" вначале совершается перебор всех колоколов от малого к большому (как и в первом случае, но без 12 ударов), а в конце каждого "круга" перебора ударяют единожды во все одновременно, символизируя прерывание земной жизни.
Перезвон – это поочерёдные удары (от одного до семи в каждый колокол) от большого к малым. В богослужебной практике такой звон производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон в большие колокола совершался в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций, перед посвящением в епископы. Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особыми действами, например, перед выносом Плащаницы. Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду. При его совершении в чинопоследовании Великого Пятка, он знаменовал собой истощение сил распинаемого на кресте Спасителя. Три раза в году, в Неделю Крестопоклонную, на Воздвижение Креста Господня и в день Происхождения Честных Древ - вынос Креста на середину храма также сопровождается особым торжественным перезвоном.
Благовест - одиночные удары в большой колокол. Благовест возвещает о предстоящем начале богослужения. На Руси испокон веков существует традиция запечатлевать на самом большом колоколе название храма, имя настоятеля и имена благодетелей, время изготовления и мастера- литейщика. Многие колокола являются своего рода летописями, хранящими события, в ознаменование которых они были отлиты. К нам постоянно обращаются священники, меценаты и звонари с просьбой помочь правильно сформулировать надпись на будущем колоколе. По многочисленным просьбам, мы решили подготовить небольшой материал, в котором привести примеры написания надписей и варианты формулировок. Список является не полным, поэтому просим в комментариях, по возможности, дополнять наш материал. Подробнее: 559http:// 559
Сколь ни хороши были псковские звонницы, а принять они могли лишь средние да малые колокола. Для больших же колоколов понадобились особые сооружения – высокие колокольни. Чем выше колокольня, тем выше можно поднять колокол и тем дальше его слышно. А церковные книги объясняют духовный смысл колокольни. Она может означать «гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе…» Подробнее: 51http:// 51