Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б. Паскаль
Что такое творчество ? Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности зависят не только от умственных способностей, но и от определённых черт характера..
Условия творческого развития А) Свободная атмосфера в школе и классе. Б) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь детям. В) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя. Г) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.
Виды творчества на уроке математики Виды творчества «научное» творчество практическое творчество художеств. творчество
Этапы развития творчества Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры «Кто больше?») - проходит чаще в 1-2 классах. Исследовательский (творчество в изучении предмета, через решение проблемных ситуаций), проходит во 2-3 классах. Самовыражение через различные виды деятельности (например, сочинение «хитрых» задач, математических сказок, составление математических кроссвордов, закономерностей, ребусов), проходит больше в 3-4 классах. Творческое развитие доступно каждому ребёнку.
Типы задач для развития активного самостоятельного, творческого мышления (по В.А. Крутецкому) - задачи с не сформулированным вопросом; - задачи с недостающими данными; - задачи с излишними данными; - задачи с несколькими решениями; - задачи с меняющимся содержанием; - задачи на логическое мышление.
Упражнения для развития «художественного» творчества а) составление задач, примеров; б) выполнение рисунков, чертежей; в) уроки фантазии «Путешествие с окружностью» (треугольником, квадратом, лучом и т. д.); г) составление рисунков, узоров из треугольников, квадратов и кругов; д) сочинение математических сказок.
Примеры детского творчества
Математическая сказка Жили – были две подружки 5 и 3. Они жили в сумочке, в которой было два кармана: один большой – для 5, а другой маленький – для 3. Подружки были боязливы, поэтому не отходили далеко от своей сумочки, так как в случае опасности они могли там спрятаться. Однажды они увидели нуль, который подходил к ним, а в руках у него был знак умножения. Подружки хорошо знали, что это число с помощью знака умножения, могло их уничтожить, превратив в ноль. Подружки испугались, поэтому 5 со страху прыгнула в маленький карман, а 3 – в большой, но от этого содержимое сумочки не изменилось. Когда опасность миновала, то подружки выбрались наружу и придумали правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется: =
Ребусы и закономерности 5, н, (пятница) Па, Зж (Париж)
Как вы это объясните 2+2=5 ?
Игры с геометрическими фигурами Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур.
В заключении… Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть длительной и целенаправленной. Эпизодническое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежды лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранные с надлежащим остроумием и занимательностью.
Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи. Константин Георгиевич Паустовский
Улыбнитесь… «Математическая поэзия» Пушкин Маяковский ! ! Есенин ! !
Веселые стихи: ! ! Грустные стихи: ,000,047