Портреты наших великих соотечественников
Портрет – от французского – изображение. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению определённых людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней. Различают несколько видов портрета: автопортрет, групповой, камерный, парадный, и др. Глядя на портреты, мы узнаем, какие в то время были нравы, одежда, украшения и т.д. Художник-портретист всегда стремится не только к передаче внешнего вида, внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения. Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей жизни – это в галереях и выставочных залах, дома (фотографии), в школе (портреты писателей, учёных, музыкантов), в книгах которые вы читаете.
В русской живописи портретный жанр появился позже, чем в европейской. Первым образцом портретного искусства была парсуна (от русского "персона") произведения русской, белорусской и украинской портретной живописи, выполненные на традициях иконописи. Настоящий портрет, основанный на передаче внешнего сходства, появился в XVIII столетии.
Значительный вклад в развитие русской портретной живописи внес талантливый художник первой половины XVIII века И.Н. Никитин, с мастерством психолога показавший в "Портрете напольного гетмана" (1720-е) сложный, многогранный образ человека Петровской эпохи И.Н. Никитин «Портрет напольного гетмана»
Живопись второй половины XVIII века связана с именами таких известных портретистов, как Ф.С. Рокотов, Левицкий, В.Л. Боровиковский, чьи удивительно лиричные женские портреты до сих пор восхищают зрителей. Боровиковский Владимир Лукич: «Портрет Елены Александровны Нарышкиной».
1860–1870-е годы время становления реализма в русской живописи, наиболее ярко проявившегося в творчестве художников-передвижников. В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет- тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. Образцом такого портрета-типа стал написанный в 1867 году художником Н.Н. Ге портрет А.И. Герцена. В образе Герцена Ге показал собирательный тип лучших людей своей эпохи.
Традиции портретной живописи Ге были подхвачены такими мастерами, как В.Г. Перов и И.Н. Крамской. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников.
В.Г.Перов «Портрет Достоевского Ф. М.»
Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н. Толстого. Он был написан в 1873 году и считается лучшим портретом великого писателя. Ни одному художнику не удалось запечатлеть образ Толстого – великого гуманиста, мыслителя, носителя нравственных идеалов, выразителя народных интересов – глубже, чем это сделал Крамской.
Портретный жанр занимает особое место в творчестве русского художника И.Е.Репина. Обращение к портретной галереи этого автора дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства – которые внесли свой вклад в культурное наследие России. Илья Ефимович Репин ( ) Автопортрет
И. Е. Репин. Портрет художника Василия Сурикова 1877
«Портрете хирурга Н. И. Пирогова» (1881)
Художник умел очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881
Портрет П.М. Третьякова. 1883
Портрет ученого Д.И. Менделеева
И. Е. Репин. Портрет императора Николая II на крыльце. 1896
"В России за последние сто лет было немало чудных портретистов: Левицкий, Боровиковский, Кипренский, Тропинин, Венецианов, Перов и Серов - вот те высшие точки, которых достигло портретное искусство в России. По своему таланту Репин должен стоять во главе этого ряда. В его портретах особенно сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи. Некоторые из них прямо поразительны по тому темпераменту, с которым они написаны." (Н.А.Бенуа) * * *