«Экологическое воспитание старших дошкольников через работу с родителями» автор-составитель проекта: Дмитриева Ольга Николаевна воспитатель ГБОУ СОШ 14 «Центр образования» г. Сызрани Структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу: ул. Советская, дом, 51 А
Актуальность работы : работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
: Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Экологическое воспитание дошкольников во взаимодействии с родителями: Экологическое воспитание дошкольников во взаимодействии с родителями: -становление начал экологической культуры у детей; -развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: Формы работы с родителями по экологическому воспитанию: - Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. - Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. - Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. - Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. - Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д. - Домашнее задание - участие в выставках, смотрах- конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д. - Домашнее задание - участие в выставках, смотрах- конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д. - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. - Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Формы и методы работы с родителями: Формы и методы работы с родителями: 1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. 1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы. 2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу». 2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу». 3. Изготовление фотоальбома. 3. Изготовление фотоальбома. 4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. 4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы. 5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. 5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы. 6. Участие родителей в субботниках. 6. Участие родителей в субботниках. 7. Сбор пластиковых отходов. 7. Сбор пластиковых отходов. 8. Проведение совместных экологических экскурсий. 8. Проведение совместных экологических экскурсий. 9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности. 9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Вывод : Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Приложение 1 Приложение 1 Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» 1. Ф.И.О. 1. Ф.И.О. 2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? 2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего города? 3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие? 3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие? 4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы? 5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? 5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу? 6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? 6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы? 7. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие? 7. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?
Приложение 2 Приложение 2 Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию 1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.) 1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.) 2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.) 2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.) 3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.) 3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.) 4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.) 4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.) 5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.) 5. Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.) 6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.) 6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников Месяц Форма проведения ЗадачиСодержание Предполагаемый результат Сентябрь 1. Диагностирование детей, анкетирование родителей. 2. Родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Выявить ЗУН детей и уровень экологической культуры родителей. Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте, раскрыть цель и задачи. Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов природы. Диагностика, анкеты 1. Миниатюра «Берегите природу» - выступление детей. 2. «Природа и творчество» Выставка рисунков. 3. «Мир фантазии» - выставка работ из бросового материала. Заинтересованность родителей в жизни ДОУ Заинтересованность родителей в работе детского сада. 3. Стенд «Знай, люби и береги». Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. Повысить эколого – педагогическую культуру родителей. Правовые документы, консультации, информация. Проявление заинтересованности родителей к жизни ДОУ, вопросы родителей. Октябрь Семинар – практикум «В царстве лекарственных растений» Расширить представление родителей о системе оздоровления детей и свойствах некоторых растений. Повысить коммуникативность родителей на основе свободного обмена мнениями, семейным опытом. Система оздоровления детей в ДОУ. Лекарственные растения – средство оздоровления человека. Фитокафе «Витаминчик» - приготовление витаминного чая. Повышение компетентности родителей.
Ноябрь Гостиная «Мы и наши дети» Экологическая газета на тему «Помогите птицам» Акция «Кормушка» Познакомиться с традициями семейного воспитания. Способствовать коммуникации родителей через обсуждение указанной темы. Уточнить и расширить представление родителей и детей о птицах родного края. Знакомство со свойствами ели и сосны. Рекомендации по организации праздника. История «Как праздновали наши дедушки и бабушки Новый Год» Информация о птицах, живущих в наших лесах. Опрос родителей, как проводить зимнюю подкормку птиц и наблюдения за птицами вместе с детьми. Домашние задания. Повышение активности родителей в природо – охранной деятельности. Заинтересованность родителей и выполнение домашних заданий детьми вместе с родителями. Декабрь Природоохранная акция «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» Привлечь внимание родителей к участию в природоохранной деятельности. Проведение конкурса плакатов, распространение плакатов на территории села. Активное участие в акции, распространение плакатов на работе родителей. Январь День открытых дверей: «День экологической культуры» Познакомить родителей с содержанием работы ДОУ. Повысить умения родителей в воспитательно – образовательном процессе. Проведение занятий с присутствием родителей. Показ экологической сказки «О рыбаке и рыбке». Знакомство родителей с развивающей средой группы. Повышенный интерес родителей, согласованность действий родителей с воспитателем, участие в педпроцессе. Февраль Экологическая газета на тему «Твой дом - твоё здоровье». Познакомить родителей с простейшей природоохранной деятельностью с ребёнком на прогулке. Рекомендации для родителей, как проводить беседы с детьми, на что обратить внимание в зимнее время года, что и как можно смастерить из бросового материала с ребёнком. Заинтересованность родителей в изготовлении поделок из бросового материала.
Март Развлечение «Солнце вешнее, птичка певчая». Расширить представления о роли птиц в природе и в жизни человека. Воспитывать желание помогать птицам и радоваться результатам совместной деятельности. Закрепить знания детей о птицах родного края. Сценарий.Совместное изготовление скворечников родителями и детьми. Активное участие в акции. Апрель Экологическая игра «Знатоки природы» Закрепить знания детей о природе родного края. Повысить коммуникативность родителей в процессе игр. Сценарий Совместное участие родителей и детей. Май Собрание на тему «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада». Посадка деревьев Проанализировать совместную деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей. Обозначить эффективные формы сотрудничества. Воспитывать желание к совместному труду Итог совместной работы за год. Опыт родителей по экологическому воспитанию детей в семье. Презентация «В союзе с природой» - игр, пособий, рисунков, сделанных детьми дома. Концерт детей. Проведение посадки саженцев деревьев. Повышение уровня нравственно – экологической компетентности родителей. Совместное участие родителей и детей.
Список использованной литературы 1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика Поломошнова О.Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 6-е изд., испр. и доп.- М.: МОСКВА-СИНТЕЗ,
Спасибо за внимание!!!