Теория игр в управленческих коммуникациях
ТЕОРИЯ ИГР - это математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов.
РАСЧЕТ ДЛЯ ИГРЫ 2 ЛИЦ С НУЛЕВОЙ СУММОЙ, ГДЕ А И Б ДЕЛАЮТ ХОДЫ Б выбирает Б1 Б выбирает Б2 Б выбирает Б3 А выбирает А А выбирает А2 0+4 А выбирает А
ИГРА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ Два предприятия, производящих сходную продукцию, стоят перед выбором. В одном случае они могут войти на рынок посредством высокой цены, которая обеспечит им среднюю прибыль. При вступлении в жесткую конкурентную борьбу или «ценовую войну» они получают прибыль. Если один из конкурентов устанавливает высокую цену, а второй – низкую, то последний реализует монопольную прибыль, другой же несет убытки.
РАВНОВЕСИЕ НЭША Стратегическая для двух компаний комбинация «низкие цены / низкие цены» с соответствующими платежами представляет собой равновесие Нэша, при котором ни одному из игроков невыгодно сепаратно отходить от выбранной им стратегии.
УНИКАЛЬНЫЕ ХОДЫ Если предприятие имеет возможность пересмотреть свои стратегические переменные (в данном случае – цену), то может быть найдено некое кооперативное решение проблемы без жесткой регламентации позиций игроками по отношению друг к другу. При многократных контактах игроков появляются возможности прийти к приемлемой «компенсации».
ПРИНЦИП «СИНХРОННОСТИ» Предоставление игры в нормальной форме, как правило, отражает принцип «синхронности». Однако это означает не столько «одновременность» событий, сколько определяет то, что выбор стратегии игроком осуществляется в условиях неведения о выборе стратегии игроком-соперником.
ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ При развернутой форме такая ситуация реализуется через т.н. овальное пространство (или информационное поле). При отсутствии этого поля игровая ситуация приобретает такой характер: сначала решение принимается одним игроком, а другой игрок принимает решение уже вслед за ним.
ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ Во-первых, это тот случай, когда у предприятий сложились разные представления об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о возможностях друг друга.
Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором стратегических решений. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты. ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ
ВЫВОД В заключение следует особо подчеркнуть, что теория игр является очень сложной областью знания. При обращении к ней надо соблюдать известную осторожность и четко знать границы применения.
FINISH!