« Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.» В. В. Путин « Россия : национальный вопрос »
В России вопросы межнациональных отношений всегда относились к числу центральных и будут входить в разряд первоочередных еще не одно десятилетие. Проблемы в данной сфере во многом имеют непосредственный выход на принципиальные вопросы защиты прав и свобод человека, поскольку от межнационального согласия в России зависит, насколько комфортной и безопасной будет жизнь проживающих в ней граждан. В то же время без устранения межнациональных конфликтов нельзя говорить и о нормальном социально - экономическом развитии, политической стабильности, об общественном согласии.
Решение национального вопроса в России в последнее время все чаще ставят в зависимость от модернизации ее государственного устройства. По - прежнему острым остается вопрос о соотношении в федеративном устройстве национального и территориального моментов.
1. Специфика российского федерализма допускает наличие субъектов, построенных как по территориальному, так и по национальному признаку. Это одно из проявлений его уникальности и способ отражения полиэтнического характера общества.
Национальный принцип построения Федерации отвечает реалиям сегодняшнего дня. По данному принципу образована почти одна треть субъектов, из них – 22 республики. Общая численность населения национальных образований превышает 25 млн чел. (17 процентов всего населения России ); их территории, по крайней мере до укрупнения ряда субъектов, составляли 10,4 млн кв. км (61 процент территории Федерации ).
Россию населяют в основном коренные национальности, которые проживают на земле, являющейся их исторической родиной. В этой связи государство, как форма организации общества, не может не учитывать его национальный состав, а это, в свою очередь, определяет строение государства и его развитие.
Вопросы укрупнения субъектов Федерации следует решать сочетая комплексность критериев с индивидуальным подходом. То, что приемлемо для одних случаев, может быть совершенно неприемлемым в других.
На Северном Кавказе фактор этнической территории имеет особое значение. В данном регионе практически каждый из субъектов Российской Федерации имеет не только друг к другу, но и внутри образования территориальные претензии. Территориальные споры привели к возникновению ряда конфликтов, повлекших многочисленные человеческие жертвы ( осетино ингушский, чечено - ингушский, чечено - дагестанский, кабардино - балкарский, карачаево - черкесский ).
В вопросах объединения некоторых российских субъектов должен учитываться национальный фактор. У сложных вопросов не должно быть простых решений.
ч. 2 ст. 68 Конституции РФ. 2. Следующим аспектом в вопросах межнациональных отношений может являться право национальных республик устанавливать свои государственные языки, употребляемые наряду с государственным языком Российской Федерации, что закреплено в ч. 2 ст. 68 Конституции РФ.
Принцип не дискриминации по признаку принадлежности к национальным меньшинствам зафиксирован во многих международных документах : Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Согласно ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах Согласно ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах официальные власти государств - участников обязаны обеспечивать лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньшинствам право пользоваться своей культурой, а также родным языком.
Ст. 19 Конституции РФ Ст. 19 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип « равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от... расы, национальности, языка...» и, развивая этот принцип, прямо запрещает « любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности »
Статья ставит полноту реализации гарантированной Конституцией РФ свободы слова в зависимость от соблюдения конституционно установленных и отвечающих общепризнанным международно - правовым нормам принципов национальной и языковой политики, запрещая наряду с пропагандой социального, расового, национального, религиозного превосходства также и пропаганду языкового превосходства.
Законодательному закреплению государственного языка РФ корреспондирует право республик устанавливать свои государственные языки
Конституция РФ содержит общую норму, регламентирующую права человека в области национально - языковых отношений. Ст. 26 Конституции РФ Ст. 26 Конституции РФ : « Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества ».
Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. Настоящий Закон направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации положений настоящего Закона. В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.
Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. В контексте данного вопроса следует отметить, что установление государственных языков в республике не должно вести к ущемлению прав тех, кто не владеет ими. Например, не должны вводиться языковые цензы для занятия государственных должностей, что нашло подтверждение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г.
ч. 1 ст. 26 Конституции РФ 3. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым человеком в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Это является важной правовой гарантией независимости правового статуса лица от его национальности. Поэтому графа « национальность » изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности.
Вопросы защиты прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, включающие в себя и языковые аспекты, относятся к совместной компетенции федерации и ее субъектов.