ОБЪЕДИНИТЕЛИ И СВЯЗЫВАТЕЛИ 7 класс (СОЮЗ КАК СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ) Учитель русского языка и литературы Сорочинская В.И
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. Это ? союз
Цели урока Должны сформировать представление о союзе как служебной части речи; Должны научиться определять роль союзов в предложении; Должны уметь находить союзы в тексте;
НАЗВАНИЕ «СОЮЗ» ПОЯВИЛОСЬ в XIX веке В XIX веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». В XX веке «Толковый словарь русского языка» Ожегова и Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Небо на востоке посветлело, и …… Небо на востоке посветлело и ……
С О Ю З 1.По морфологическому составу Простые: А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, ДА ТАКЖЕ Составные: Потому что; так как; после того, как; несмотря на то, что. 2. По употреблению Одиночные: песни И стихи Повторяющиеся: И стихи, И песни Двойные: И-и; ни-ни; либо-либо; Либо я, либо ты. 3. По синтаксическим функциям Сочинительные: А) соединительные: и; да; ни-ни; и-и Б) сопоставительные: не только, но и В) противительные: а; но; зато Г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли- то ли Д) присоединительные: да и; также; тоже Подчинительные: А) временные: с тех пор, как Б) причинные: потому что В) целевые: затем; чтобы Г) условия: если Д) уступительные: хотя Е) сравнительные: как Ж) изъяснительные что
Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался. Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.
(1) Звенит капель и солнце светит А по утрам ещё свежо! (2) И ребятне и взрослым людям Сегодня дышится легко. (3) Не только шубы но и шапки Долой с отчаянных голов! (4) Мы б и пальто сегодня сняли Да слишком мамин взгляд суров. (5) Весь школьный двор как на ладони: То Димка камешек метнул То Лешка запустил кораблик То в луже Петька утонул. (6) И пусть твердят про холод мамы И пусть действительно свежо… (7) Но всё ж весна на белом свете И это братцы хорошо!
Синквэйн– это стихотворение из пяти строк Правила написания: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным); вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами); четвертая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме; последняя строка, состоящая из одного слова, которое повторяет суть темы.
Тест
1.Найдите неправильное утверждение. А) Союз –это неизменяемая часть речи. Б)Союзы не являются членами предложения. В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.
В каком предложении союз связывает однородные члены предложения? А) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Б) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо. В) Солнце заблистало и наступило радостное утро.
Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного. А) Снег падал и засыпал дорожки сада. Б) Снег падал и дорожки сада скоро покрылись пушистым снегом. В) Снег падал и покрывал деревья.
4. Закончите начатое предложение, чтобы получилось сложное предложение. Каждый день родители ждали… А) приезда сына из Москвы. Б) что приедет их сын из Москвы. В) письма и надеялись на возвращение сына.
5.Укажите строку, где встречаются только служебные части речи. А) Союз, глагол, предлог. Б) Предлог, союз, частица. В) Предлог, местоимение, союз.
Ответы 1 –В 2 – А 3 – Б 4 – Б 5 - Б
Розовый цвет – всё понял, могу помочь Голубой цвет – нужно закрепить дома Белый цвет – не понял