Дидактическ ие теории эпохи Античности Платон «Отпечаток перстня на воске»Платон
Годы жизни гг. до н. э. В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя. Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают. Любимое часто ослепляет любящего. Надежды сны бодрствующих. Никто не становится хорошим человеком случайно. Круглое невежество не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. Основа всякой мудрости есть терпение.
Стадии формирования знания, по Платону, таковы: ощущение, память, мышление. Платон впервые заговорил о памяти, как о самостоятельном психическом процессе. Он дал памяти такое определение – «это отпечаток перстня на воске».
Роль памяти в учении Платона важна еще и потому, что он представлял процесс познания в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни и забыла при вселении в тело.
Главным для стоиков было изучение законов познания. Рационализм стоиков считал ощущения «подсобным материалом для мышления», ведущим процесса познания. В процессе познания они выделяли 5 ступеней – ощущения, память, воображение, фантазия, внешнее (речь) и внутреннее мышление (собственно мышление).
Память – это основа целостности сознания, т.к. соединяет в сознании прошлое и настоящее.