Презентация к уроку по истории России XIX века 8 класс. Автор: Зиновкина Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ «Средняя школа 4» г.Людинова Калужской области 2012
Тема урока: Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
План. 1.Северное и Южное общества декабристов. 2.Восстание 14 декабря Восстание Черниговского полка. 3.Причины поражения восстания. 4.Значение восстания декабристов.
Проблемное задание. «Декабристы – не революционеры, а их восстание - -не восстание, а просто «мирная форма протеста» /Зырянов П.Н., историк/
Северное общество возникло в Петербурге, руководитель – Н.Муравьёв
Южное общество возникло на Украине, руководитель – П. Пестель
Междуцарствие умер 19 ноября 1825взошел на престол 14 декабря 1825
Цели восставших: Государственное переустройство России Отмена крепостного права
План восстания Рылеев, Пущин – переговоры в Сенате С.Трубецкой – диктатор (военный руководитель) А.Якубович – захват Зимнего дворца, арест царской семьи П.Каховский – убийство Николая I
Соотношение сил декабристы 3 тысяч солдат 30 офицеров отсутствие артиллерии правительственные войска 12 тысяч солдат конница 36 орудий
Победители учинили над декабристами жестокую расправу. Пятеро наиболее видных руководителей восстания (П.Пестель, К.Рылеев, С.Муравьев- Апостол, М.Бестужев-Рюмин и убийца Милодаровича П.Каховский) были повешены, более 120 человек сосланы в Сибирь, остальные разжалованы и сосланы на Кавказ.
Причины поражения восстания 1.Срыв первоначального плана 2.Не имели поддержки широких народных масс. 3.Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск. 4.Отсутствие идейного и организационного единства в декабристских организациях. 5.Выжидательная тактика, нерешительность
Значение восстания декабристов 1.Первое открытое противостояние царизму. 2.Оказало сильнейшее воздействие на общественное сознание: неразрывность личной судьбы с судьбами России, ответственность за будущее («рыцари с головы до ног..») 3.Положило начало революционному движению. (Герцен: «Пушки на Сенатской площади разбудили целое поколение») 4. Своим горьким опытом показали, что протест горсточки людей бессилен без поддержки народа.
Граф Ф. В. Ростопчин впоследствии говорил: «Обычно сапожники делают революцию, чтобы стать господами, а у нас господа захотели сделаться сапожниками». -Чего в его словах больше: искреннего недоумения или насмешки?»
Список используемой литературы. 1.Е.Л.Рудницкая, Э.Ю.Соловьев. Прошлое толкует нас: Очерки по истории, философии и культуре. М., Г.Д.Бурдей. История России XIX века: Учебное пособие. – Саратов: «Лицей», Россия в середине XIX века ( гг.) /Сост. М.Колыванова. – ОЛМА Медиа групп, Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. 14 декабря 1825 г. Л., 1989.