Педагогические технологии в дошкольном образовании. Старший воспитатель МКДОУ д/с 415 Русанова М.А. в дошкольном образовании. Старший воспитатель МКДОУ д/с 415 Русанова М.А.
- ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ, ВЗАИМОСЯЗАННАЯ СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ИЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗАРАНЕЕ СПРОЕКТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Педагогическая технология
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматриваются как: Компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников, специально созданных для этого дидактических условиях детского сада; Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность. Каждый этап включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога. Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога; Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий, обеспечивающих гарантированный результат.
В дошкольном образовании используются следующие технологии: - здоровьесберегающие педагогические технологии; - технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; - технология проектной деятельности; - технология исследовательской деятельности; - технологии «Портфолио дошкольника»; - информационно-коммуникативные технологии.
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: Здоровьесберегающие педагогические технологии Здоровьесберегающие педагогические технологии
Медико-профилактические обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ;
Физкультурно-оздоровительные направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.)
Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
Сохранения и стимулирования здоровья технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация;
Обучения здоровому образу жизни технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, системы занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж;
Коррекционные арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: Медико-профилактические Физкультурно-оздоровительные Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Сохранения и стимулирования здоровья образу жизни Коррекционные
ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
В основе личностно-ориентированных методов лежат образовательные ситуации, ориентированные на: ситуацию успеха; ситуацию обращения к личному опыту ребенка; ситуацию выбора: заданий, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.
Условия для реализации личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми: построение педагогического процесса с учетом зоны актуального развития (на основе педагогической диагностики), позволяющей воспитателю видеть зону ближайшего развития ребенка; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуации развития; наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность; сотрудничество с родителями; организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров: сенсорный, строительный, с/р игры, центр искусства.
В личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми НЕДОПУСТИМО: заорганизованность; излишняя регламентация; занятия по образцу, ориентированные на репродуктивную деятельность, формирование навыков.
Структура совместной деятельности: I часть – постановка воспитателем (возможно и детьми) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие её всеми участниками; II часть – процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи; III часть – результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА» Индивидуальные образовательные достижения – это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и самопрезентации личных достижений ребенка, это портфолио ребенка.
Портфолио – это: способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель»; метод оценивания реальных достижений дошкольника; коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области; своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживание их личностного роста; инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка для выстраивания дальнейшей траектории развития. «Портфолио в ДОУ» Кочкина Н.А., Чернышева А.Н.
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Использование ИКТ позволяет: Создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; Увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно; Индивидуализировать учебные задания; Использовать компьютер в системе тренингов; Использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка; Моделировать виртуальную среду.
Требования безопасности при использовании ИКТ. Нежелательно приобретать компьютерные игры, которые действуют в режиме темпов, задаваемых компьютером. Ребенок сам должен иметь возможность определять темп своей игры. Оптимальная для детей 5 – 6 лет длительность игры за компьютером составляет по 10 минут не более двух раз в неделю.
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСОБЫЙ ВИД ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОРОЖДАЕМЫЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И СТРОЯЩЕЙСЯ НА БАЗЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Принципы исследовательского обучения детей дошкольного возраста: ориентация на познавательные интересы детей; опора на развитие умений; самостоятельного поиска информации; сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения; формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
В связи с этим у детей через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения: Видеть проблемы Выдвигать гипотезы Задавать вопросы Оперировать понятиями Классифицировать Наблюдать Делать выводы и умозаключения
Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется алгоритм действий: Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Шаг 2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом) Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы. Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ИССЛЕДОВАНИЕ – ПРОЦЕСС БЕСКОРЫСТНОГО ПОИСКА НЕИЗВЕСТНОГО, НОВЫХ ЗНАНИЯ (ЧЕЛОВЕК СТРЕМИТСЯ К ЗНАНИЮ, ЧАСТО НЕ ЗНАЯ, ЧТО ПРИНЕСЕТ ЕМУ СДЕЛАННОЕ ОТКРЫТИЕ И КАК МОЖНО БУДЕТ НА ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ), ПРОЕКТ – ЭТО ВСЕГДА РЕШЕНИЕ КАКОЙ-ТО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ (ЧЕЛОВЕК, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ПРОЕКТ РЕШАЕТ РЕАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ).
Последовательность работы над проектом: педагог ставит перед собой цель, исходя из потребности и интересов детей; вовлекает дошкольников в решение проблемы (метод трех вопросов); намечает план достижения цели (поддерживает интересы детей и родителей); обсуждает план с семьями; обращается за рекомендациями к специалистами ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта; собирает информацию, материал; проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта); предлагает задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.п.); организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместно с детьми; подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт)