Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мглинский детский сад 1 Исследовательский проект в подготовительной группе « А» «Что такое вулкан и почему он «дышит огнем?» Автор проекта: воспитатель Марченко Т. А.
Актуальность проекта: Данный проект выполнен в личностно- ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.
Актуальность заявленной проблемы: Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и воздействует на развитие ребенка.
Цель исследования: выяснить происхождение вулканов; узнать их строение, узнать почему происходит извержение; выявить вред и пользу вулканов; в группе создать макет действующего вулкана; опытным путем проследить процесс извержения вулкана.
Задачи экспериментальной деятельности: 1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: - развитие у детей представления о химических свойствах веществ; - развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; - познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра. 2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «А», воспитатель, родители. Тип проекта: групповой,среднесрочный(5 недель), исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемые результаты: 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире. 2. Создание единого инновационного пространства. 3.Чёткое выполнение поставленной задачи. 4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
Методы обеспечения: Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы. Проведение опытов (практических). Беседы (конструктивные). Этапы осуществления проекта Реализация проекта: Теоретическая часть: разработка конспектов и сценариев мероприятий. Практическая часть: а) НОД по ознакомлению с окружающим б) Связь с другими видами деятельности: Игровая Продуктивная Познавательно-исследовательская (опыты) Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) Учебная речевое развитие, рисование, лепка) Релаксация.
1) Подготовительный этап: Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, материалы). Опрос детей по данной теме Составление паспорта проекта Подбор детской художественной литературы для чтения детям. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2) Основной этап: Формы работы: Ознакомление с художественной литературой Мифы и легенды Древней Греции. Энциклопедия «Я познаю мир» Энциклопедия для любознательных «Земля»?, « Минералы» « Я познаю мир «, журнал «National Geographic», декабрь, 2014 год.
Познавательно - исследовательская деятельность: Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать. Давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно- экспериментальной деятельности.
День первый. Знакомство с вулканами, гейзерами… Как устроен вулкан? Есть ли польза от вулканов?
Знакомимся с минералами
Изучаем свойства камней
Экспериментируем. Наблюдаем процесс извержения вулкана.
3 этап. Заключительный : Выставка детских работ. Обобщающее занятие по теме. «Почему вулкан называют вулканом и отчего он «огнём дышит»?
Библиографический список: 1. Энциклопедия Земля 2. Журнал «National Geographic», декабрь Энциклопедия «Я познаю мир»/География/ П.Р.Ляхов. Москва, АСТ, 1995 год. 5. «Легенды и мифы древней Греции и древнего Рима» Москва «Правда»,1990 год. 6. Интернет ресурсы: Методические разработки уроков географии в 5-6 классах. БГУ, 2008