Основные направления развития Зарубежной Гуманистической педагогики в XX веке. Педагогическая система Януша Корчака. Выполнила: Бикмухаметова Залия, 1 курс, гр г. Казань, 2014 г. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Институт Фундаментальной Медицины и Биологии
План: 1. Характеристика гуманистической педагогики 2. «Реформаторская педагогика» или школы «нового воспитания» в Западно - Европейских странах и США 3. Характеристика гуманистической педагогики Януша Корчака
Гуманистическая педагогика Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь».
дискуссии обсуждение ситуаций анализ и разрешение конфликтов ролевые игры Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить обучающихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методы воспитания:
Основные тенденции, характеризирующие гуманистическое направление в педагогике: придание образовательному процессу личностно- ориентированного характера преодоление авторитаризма в воспитании и обучении попытки сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным
«Гуманизация» является производным от понятий «гуманизм» и «гуманность». Это понятие отражает конструктивный аспект проблемы, решение которой обеспечивает деятельность по достижению более высокой и гуманистически ориентированной системы ценностей. Гуманизация воспитания и образования, по мнению ученых- педагогов, выступает нравственно- психологической основой протекания педагогического процесса.
Признаки гуманистической педагогики: в процессе обучения и воспитания должна создаваться эмоционально стимулирующая школьная среда; обязательное поощрение инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе; необходимым является установление конструктивных межличностных отношений в классе; для полноценной реализации учебно-воспитательного процесса является необходимым разработка таких образовательных программ, которые будут максимально развивать потенциал и творческие способности учащихся; в процессе образования необходимым является совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки; одним из необходимых, хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.
«Реформаторская педагогика» или школы «нового воспитания» в Западно - Европейских странах и США. 1. Раскрытие понятия «Реформаторская педагогика» 2. Основные направления «Реформаторской педагогики» 3. Педагоги – реформаторы 4. Характеристика «Новой школы» («новое воспитание»)
Под словом реформа (от латинского reformo - преобразование) в наши дни обычно понимают радикальные изменения в той или иной области жизни, носящие прогрессивный характер. А потому понятие "реформаторская педагогика" можно рассматривать как историко-педагогическое явление, отражающее прогрессивные педагогические идеи, концепции и образовательные модели, характерные для того или иного уровня развития педагогической науки и практики в конкретной исторической и социокультурной ситуации.
Реформаторская педагогика конца XIX - начала ХХ вв. была весьма полифонична и представлена различными направлениями. Среди этих течений наиболее известными были движения сторонников, «гражданского воспитания», «прагматической педагогики», «трудовой школы ««экспериментальной педагогики», педагогики «действия» и др. Отличительные особенности во взглядах и деятельности различных педагогов-реформаторов во многом обусловлены спецификой доминирующих научно-философских идей, оказавших наиболее сильное влияние на формирование их мировоззрения и нашедших отражение в созданных ими педагогических концепциях. Заметное место в ряду педагогов-реформаторов конца XIX – начала XX веков занимали Г. Кершенштейнер, А.Лай, Дж. Дьюи, Э. Мейман, Э. Торндайк, У. Килпатрик, А. Бине, Х. Паркхерст, Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, Я. Корчак и др.
Педагоги-анархисты (П.Робен, С.Фор, Д.Гильо, Г.Лейн, Ф.Раух и др.), основываясь на идеях либерализма и анархизма, особый акцент в своих работах делают на социально-трудовой аспект воспитания, самостоятельность воспитанников, полное самоуправление и исключение любого диктата со стороны взрослых. Педагоги-индивидуалисты-эстеты (Г.Гансберг, Г.Гаудиг, Л.Гурлитт, Э.Лин¬де, Г.Шаррельман и др.), опираясь на идеи философии жизни В.Дильтея и экзистенциализма, смотрят на педагогику как на свободное художественное творчество, ищут и культивируют в ребенке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности. Педагоги-психоаналитики (А.Нейлл), используя идеи З.Фрейда и его последователей при реализации принципа свободы, обеспечивают условия для самореализации воспитанником своего психического и соматического развития и одновременно создают опыт корригирующей заботы о нем, оберегая его внутренний мир, освобождая от страхов и помогая в познании самого себя.
Педагоги-естествоиспытатели (О.Декроли, М.Монтессори и их последователи) применяют достижения экспериментальной психологии и антропологии для всестороннего изучения ребенка и адаптируют методы лечебной педагогики к воспитанию здоровых детей. Педагоги-прагматисты (европейские последователи Д.Дьюи, включая Г.Кершенштейнера), основываясь на идеях либерализма и философии прагматизма (который в варианте Дьюи получил название "инструментализма"), рассматривают образование как непрерывный процесс реконструкции опыта через обучение "путем делания" с опорой на личный социальный опыт и интерес ученика. Педагоги-антропософы (Р.Штайнер и его последователи), опираясь исключительно на антропософское учение, реализуют разработанную на его основе Штайнером педагогическую концепцию, направленную на создание полноценных кармосообразных предпосылок для развития человеческой индивидуальности.
В е годы XX века в западноевропейских странах возникает течение так называемых «новых школ» («новое воспитание»). Новое воспитание течение в педагогике, возникшее в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи нового воспитания отражали потребность общества в подготовке через школу (гл.о. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни. Представители нового воспитания (А. Ферьер, Ж.О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, И.Н. Горбунов-Посадов и др.) считали себя последователями Ж.Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания.
Согласно концепции нового воспитания, в школе должна быть создана такая воспитывающая среда, которая обеспечит физическое, умственное и нравственное развитие детей и подготовит их к широко трактуемой практической деятельности. Особенно большое значение представители Н. в. придавали физическому развитию детей, в котором они усматривали предпосылку раскрытия интеллектуальных сил и способностей. Чтобы создать условия для правильного физического развития детей, школы нового типа предлагалось создавать в сел. местности. В жизни воспитанников важное место отводилось занятиям физическим трудом, спортом, играми, дальними экскурсиями.
Направления «реформаторской педагогики» или «нового воспитания»: -Г. Кершенштейнер - школа будущего – трудовая школа -Дж. Дьюи – прогрессивная педагогика -Э. Мейман – экспериментальная педагогика -Э. Кей – школа «свободного воспитания» -М. Монтессори – педагогика Монтессори -Р. Штайнер - Вальдорфское образование («штайнеровская» или «вальдорфской- штайнеровская педагогика»)
Г. Кершенштейнер - школа будущего – трудовая школа Задачи школы: обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины. В докладе "Школа будущего - трудовая школа" изложил основные принципы организации такой школы: готовить детей, главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, основная цель выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно - иллюстративной деятельностью. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, сама организация обучения на ранних стадиях примыкала к игровой деятельности. Цель государства и задачи общественной школы. Государственное устройство, воплощающее в своих целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом. Цель общественной государственной школы - воспитать ценных граждан. Задачи общественной школы: помочь выбрать профессию, приучить смотреть на профессию как на службу. Смысл трудовой школы заключается в том, чтобы при минимуме научного материала выявить максимум умений, способности к радости от труда. Итоги: трудовая школа - это такая организация школы, для которой образование характера преобладает над всем.
Дж. Дьюи – прогрессивная педагогика Педагогические идеи Д. Дьюи основываются на философии прагматизма- инструментализма. Прагматизм рассматривает действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности. Обучение и воспитание, по Д. Дьюи, строится на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Идея сотрудничества является неотъемлемой частью личностного подхода в образовании. Она направлена на то, чтобы дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допуская, чтобы он отстал. Д. Дьюи был одним из первых педагогов, который поставил в центре педагогической деятельности самого учащегося, его уникальные способности и склонности. Он убедительно обосновал как психолог и педагог необходимость постоянно учитывать органические потребности и непосредственные интересы детей при определении содержания, форм и методов обучения и воспитания. В своем требовании изменить подход к ребенку, Д. Дьюи, безусловно, был новатором в педагогике. Являясь одним из авторов концепции индивидуализма, в основе которой лежит признание права личности на проявление уникальности, он заставил будущих педагогов обратиться к личности учащегося. По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Наше общество станет более достойным и гармоничным, если школа пропитает члена своей маленькой свободной общины духом служения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности. Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи превратить школу в общество в миниатюре, в общество в зародыше.
Э. Мейман – экспериментальная педагогика направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Возникло в конце 19 в.; термин предложен в начале 20 в. Э. Мейманом. В 90-х гг., когда расширилась и укрепилась сеть психологических лабораторий, стали создаваться специальные психолого- педагогические лаборатории (активную роль в этом плане играли Мейман, А. Бине в Европе, С. Холл в США). Применение эксперимента и других родственных методов содействовало быстрому накоплению данных в различных областях исследования детского развития, расширению возрастных границ (первоначально изучение было сосредоточено на детях дошкольного возраста), разнообразию проблематики исследований. Объектом этих исследований был развивающийся ребёнок, состояние всех аспектов его изучения находилось на начальной стадии, и предмет исследования каждого из научных направлений не был чётко определён. Поэтому к исследованиям, носившим близкий по содержанию характер, применялись различные названия - детская психология, юношествоведение, педология, педагогическая психология, гигиена воспитания, Э.п. С начала 20 в. тенденция к применению эксперимента в изучении ребёнка стала всё больше нарастать и термин "Э.п." получил распространение, в т.ч. и в России. В 1910 организовано Общество экспериментальной педагогики. В 20-х - начале 30-х гг. стал широко применяться термин педология. После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины детская психология, педагогическая психология.
Э. Кей – школа «свободного воспитания Главными представителями теории « свободного воспитания» можно считать шведскую писательницу и педагога Э. Кей, немецкого педагога Л. Гурлитта. Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. Манифестом « свободного воспитания» стала книга Эллен Кей ( ) «Век ребенка» (в русском переводе вышла в 1905 г.). Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища; организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. Школа, в свою очередь, должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований. Разделяя эту точку зрения, Людвиг Гурлитт ( ) обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требовала общественность, а преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.
-М. Монтессори – педагогика Монтессори. П од педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».
Вальдóрфское образовáние альтернативная педагогическая система, основанная на антропософских представлениях. Вальдорфовские школы являются общеобразовательными и принципиально отрицают идею массовой специализации в школьном возрасте. В вальдорфскойй школе отсутствуют оценки и преподавание ведётся преимущественно без учебников Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время (сентябрь, 2013) в мире насчитывается 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах, и более 2000 детских садов, признанных Международным форумом вальдорфштайнеровских школ (Гаагским кругом) Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, в том числе финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения. Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ. В программных документах Вальдофских школ и в СМИ утверждается, что антропософия, являющаяся прямой основой применяемых в них педагогических приёмов, содержания образования учеников, управления школой и образования учителей, не преподаётся детям, ни отдельным предметом, ни как религиозное верование. Критики считают эти утверждения неверными или, как минимум, вводящими в заблуждение. Религиоведами, а также некоторыми критиками централизованное и направляемое Антропософским обществом движение вальдорфских школ рассматривается как часть нового религиозного движения (НРД) антропософии или как подобное НРД движение.
Первая «новая школа» на основе принципов Н. в открыта в 1889 в Абботс-хольме (Англия) С. Редди. Вскоре были основаны Бидельская школа Дж Бэдли (Англия, 1892), школа Рош Демолена (Франция, 1899), «сельские воспитательные дома» Литца (Германия, 1902), «свободная школьная община Викерсдорф» Винекена (Германия, 1906), а также ряд школ в др. странах, в т.ч. и в России школа E С Левицкой в Царском Селе (1900)
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит, ) – представитель гуманистической педагогики, талантливый врач, известный детский писатель, видный польский педагог, мужественный человек. Главным делом жизни Я.Корчака стал Дом сирот для еврейских детей, которым он руководил на протяжении 30 лет – до конца своей жизни. 5 августа 1942 г. двести детей с девятью воспитателями шли строем через Варшаву.
Рассматривая педагогическое наследие Я.Корчака, следует подчеркнуть, что педагогику он считал наукой не о ребенке, а о человеке, тем самым выделял ее общечеловеческую и гуманистическую направленность. Вопреки представлению, что ребенок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, он утверждал идею полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа взрослой жизни. Признание равноценности ребенка и взрослого означает признание права ребенка быть тем, кем он есть, - право на индивидуальность, право на уважение человеческого достоинства. Я.Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму.
В Доме сирот Я.Корчак стремился создать идеальное содружество, где действовали принципы демократии и законности, обязанностей и свободы, взаимопонимания и взаимоуважения. Система самоуправление в Доме сирот реализовалось через совет управления, товарищеский суд, детский парламент. Целевая установка в его воспитательной системе состояла в воспитании активности и самостоятельности личности с развитыми гуманистическими качествами.
В трудах «Воспитательные моменты», «Право ребенка на уважение», «Правилажизни», «Шутливая педагогика», в художественные произведениях для детей и о детях «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш на безлюдном острове», «Упрямый мальчик», «Кайтусь- волшебник» » и др. Я.Корчак призывал и учил проявлять к детям глубочайшее уважение, заботиться о растущей личности, уважать радости и горе, слезы и неудачи ребенка, уважать его тайны и надежды. Я.Корчак показал, что без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Крайне недопустимо унижение, оскорбление достоинства личности ребенка. Человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника, самодура, тирана.
Современники Я.Корчака отмечали, что он превратил наблюдения за ребенком в науку. Наблюдения замечательного педагога, систематическое углубление знаний о детях служили не только разработке теоретических положений, но и решению конкретных воспитательных задач. Я.Корчака справедливо называют величайшим гуманистом своего времени. Отличительной чертой и самой сильной стороной его гуманизма была действенность. Его гуманизм это защита детей от законов того времени, которые не позволяли ребенку раскрыть то, что дано ему природой. Основной смысл педагогической концепции Я.Корчака – ребенок и его благо.