Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 в Ображиевка, Глуховский уезд, Черниговская губерния, Украина советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации
В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка. Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.
После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк, формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.
26 марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным - во время атаки его самолет был повреждён, а затем обстрелян. Кожедуб чудом остался жив. Он сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстановление её затянулось на долгое время. Последующие вылеты он совершал на старых самолётах. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения.
В сентябре 1942 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт.
Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение, бомбежка прекратилась. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин.
Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 вражеских самолета, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит.
Трижды Герой Советского Союза Кавалер двух орденов Ленина Кавалер семи орденов Красного Знамени Кавалер ордена Александра Невского Кавалер ордена Отечественной войны I степени Кавалер двух орденов Красной Звезды Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье рабочего.
Во время Великой Отечественной войны лётчик командовал эскадрильей, авиаполком и авиасоединением. За годы войны совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв, в которых сбил 59 самолётов противника.
Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.
Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени.
Большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе. Первый трижды Герой Советского Союза
Покрышкин автор книг "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою". Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Неистовый Гулаев. Родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году. Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе.
не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде. В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.
На фронтах Великой Отечественной войны – с августа 1942 года. Старший лейтенант Н.Д. Гулаев особенно отличился в боях на Курской дуге в районе Белгорода 28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Н.Д. Гулаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за 95 боевых вылетов, 13 лично и 5 в группе сбитых самолётов противника.
Второй медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Н.Д. Гулаев был удостоен 1 июля 1944 года за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых лично сбил 42 самолёта противника и 3 – в группе. В одном из боёв Н.Д. Гулаев был тяжело ранен, но вернулся в строй. Всего за годы войны произвёл 250 боевых вылетов. После войны Н.Д. Гулаев служил на командных должностях в Войсках ПВО страны. Умер 27 сентября 1985 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.
Григорий Андреевич Речкалов (9 февраля декабря 1990) дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). Лётчик-ас Великой Отечественной войны, генерал-майор авиации.
Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области) в крестьянской семье.
В 1937 году он был по комсомольской путёвке направлен в Пермскую военную школу лётчиков и в 1939 году в звании сержанта был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде. За время службы в полку участвовал в походе на Бессарабию. Накануне Великой Отечественной войны полк базировался на окраине города Бельцы.
Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны. Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил.
Уже за первый месяц войны Григорий Речкалов сбил 3 вражеских самолёта, был ранен сам, но привёл самолёт на аэродром. Он был отправлен в госпиталь, а затем в запасной авиационный полк, осваивать самолёты Як-1, но в апреле 1942 года сбежал в свой полк, который к тому времени получил звание гвардейского и стал именоваться 16-й гвардейский истребительный авиационный полк
Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам сбито 56 самолётов и 6 самолётов в группе.После войны Григорий Речкалов продолжал службу в военно- воздушных силах, в 1951 году окончил Военно- воздушную академию.
В 1959 году он был уволен в запас. Жил в Москве, с 1980 года в г. Жуковском Московской области. Умер 20 декабря 1990 года в Москве. Похоронен рядом с матерью на кладбище посёлка Бобровский Сысертского городского округа Свердловской области.