Проблемы, трудности общения и взаимопонимания волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания...
Групповые технологии Задача : раскрыть индивидуальность ребёнка.
Одна из целей групповой работы – развитие мышления учащихся. Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления.
Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам : к классу, спортивной команде и т. д. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни.
Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех.
Цель применения групповой работы : обучение навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно - воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности ; формирование жизненно необходимых навыков и компетенций ; актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания. Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы
Формы групповой работы : Групповая диагностика ; развивающие и коррекционно - развивающие занятия ; тренинги ; психологические игры ; мастер - классы для взрослых.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают : - взаимное обогащение учащихся в группе ; - организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов ; - распределение начальных действий и операций ( задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта ); - коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия ; - обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы ; - взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность ; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Способы формирования групп По желанию. По усмотрению ведущего. По определенному признаку Способ « жребия », условно произвольный.
Правила работы в группе 1. Доверительный стиль общения. 2. Общение по принципу « здесь и теперь ». 3. Персонификация высказываний. 4. Искренность в общении. 5. Конфиденциальность. 6. Определение сильных сторон личности. 7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
Рефлексия. Анализ сделанного и определение уровня качественности исполнения, а также качества организации дела. Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения, повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка, укрепляет социальные отношения, становится сильнейшим средством личностного развития человека.