комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики
Два источника содержания воспитания государство и гражданское общество, ценности общенациональные, гражданские, общественные, общечеловеческие, принятые как соглашение о ценностях (конвенциальных) культура и традиционные религии. Ценности традиционные, о которых не договаривались, «даны свыше», которые освоить, принять ребенку возможно через погружение в культурную религиозную традицию, в исторический и литературный процесс.
Курс ОРКСЭ - начало новой предметной области начальной и основной ступеней образования в российской школе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать Основные ценности курса: Отечество, семья и основы религиозных культур и светской этики
29 декабря 2012 года Президентом России В.В.Путиным подписан Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ( 273 – ФЗ). Об особенностях изучения этих предметов гласит 87-я статья. П.1 ст.87 говорит о том, что учебные предметы, курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно- нравственной культуры народов России вводятся «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными социокультурными ценностями». П.2, ст.87: «Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся».. культурно-историческую и духовно-нравственную традицию).
Цели курса «Основы религиозных культур и светской этики» Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. система достижения цели
Знания: сформировать первоначальные представления об этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории России и нашей современности, в становлении российской государственности. Изучить основы духовно- нравственной культуры и ознакомить учеников с основными нормами нравственности и морали. Упорядочить имеющиеся нравственные ориентиры. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. Развитие: нравственное развитие младших школьников, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. Активная социализация ребенка: переживание ценности нравственного совершенствования, духовного саморазвития. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, норм морали. Воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству, гордости за свою родину. Воспитывать нравственность, основанную на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Задачи курса
Курс основы религиозных культур и светской этики является культуроведческим и направлен на развитие у школьников четвертых классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. основная точка зрения на предмет
Почемудля изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст? наименее конфликтен потребность в новом содержании способность осмысливать содержание на новом уровне потребность в примере, идеале открытие разнообразия внутри класса
Особенности структуры курса Выбирается один модуль из шести модулей: основы православной культуры основы исламской культуры основы буддийской культуры основы иудейской культуры история мировых религий основы светской этики Всего 34 учебных часа – один час в неделю. Общие уроки: Урок 1 - «Россия – наша Родина» Урок 30 – «Любовь и уважение к Отечеству» Урок 31 - «Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма» Урок 32 - «Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики Урок 33 – Российские православные, исламские, буддийские, иудейские и светские семьи» Урок 34 – «Отношение к труде и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме и светской этике»
Уникальность курса Взаимодействие ребенка, родителей и учителя, школы по жизненно важным вопросам: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?
Организация выбора модулей курса Общее родительское собрание третьеклассников: рассказ о целях и задачах курса, знакомство с учебниками и учителями Родительское собрание в классе, раздача форм заявлений Сбор заявлений, принятие решения о формировании групп по модулям Заказ недостающих учебников Приглашение на итоговый праздник в четвертых классах родителей третьих классов (по желанию) Мониторинг ожиданий результатов курса среди родителей и учащихся
Информирование родителей об учебной программе, темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей Участие родителей в выполнении домашних заданий - ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов; Выступление членов семей с рассказами о семейных традициях; Участие в семейных викторинах; Формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения; Участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых проектов; Привлечение родителей к внеурочным мероприятиям. Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ