ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Составные элементы научного аппарата исследования во всех науках Цель Задачи Объект Предмет Гипотеза Методология Методы ИССЛЕДОВАНИЯ
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (по требованиям ВАК Республики Беларусь согласно Инструкции … от 28 февраля 2014 г. 3 ) Связь работы с научными программами (проектами), темами Цель и задачи исследования Научная новизна Положения, выносимые на защиту Личный вклад соискателя ученой степени Апробация диссертации и информация об использовании ее результатов Опубликование результатов диссертации Структура и объем диссертации
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ краткая формулировка сущности научного поиска, отражающей конечный научный результат исследования ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ решение противоречия между достигнутыми знаниями в обучении, воспитании, управлении учреждениями образования и новыми результатами (закономерности, принципы, условия, модели, методики, технологии, учебное и методическое обеспечение и др.)
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ то, что объективно существует в педагогической теории и образовательной практике (деятельность педагога и обучающегося, отношения между ними, процесс подготовки учащегося, студента, учителя, воспитателя, система образования и др.) ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ конкретная педагогическая проблема, при решении которой исследователь получает новое знание (характеристика деятельности, стороны, формы и методы, обучение, воспитание, самовоспитание, личностные качества обучающихся)
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ Положение 1 Суть (сущность, сущностные характеристики) эстетической (экологической, гендерной, гражданской и др.) культуры Положение 2 Модель формирования эстетической (экологической, гендерной, гражданской и др.) культуры Положение 3 Технология (методика) формирования рассматриваемой культуры Положение 4 Учебно-методическое (научно- методическое, информационное, диагностическое) обеспечение процесса формирования рассматриваемой культуры
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ Положение 1 Методологические основания исследования развития общего иноязычного (химического, математического, дошкольного, общего среднего, специального и др.) образования Положение 2 Основные этапы (периодизация) общего иноязычного (химического, математического, дошкольного, общего среднего, специального и др.) образования Положение 3 Тенденции развития общего иноязычного (химического, математического, дошкольного, общего среднего, специального и др.) образования Положение 4 Прогностическая модель (перспективы) развития общего иноязычного (химического, математического, дошкольного, общего среднего, специального и др.) образования
Конкретный пример элементов научного аппарата педагогического исследования Цель исследования – теоретически обосновать и разработать дидактические основы инновационнойй подготовки студентов. Одна из задач исследования – разработать акмеограмму учителя-инноватора. Объект исследования – инновационная деятельность учителя-предметника. Предмет исследования – инновационная подготовка студентов в сфере обучения учащихся физико-математическим дисциплинам в школе.
Гипотеза исследования: дидактические основы инновационнойй подготовки студентов могут быть выявлены и реализованы, если: инновационную подготовку определить с позиции новой научной категории – инновационная культура учителя- предметника; установить закономерности развития инновационнойй системы в сфере обучения учащихся физико-математическим дисциплинам в школе; в качестве модели инновационнойй подготовки будет выбрана акмеограмма учителя-инноватора и др. Методы исследования: теоретические – анализ литературы и нормативных документов, моделирование, прогнозирование, сравнение, контент-анализ, классификация и др.; эмпирические - изучение документов, опрос, анкетирование, разработка сценариев, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент и др.
Заключение Основные научные результаты диссертации 1. Культурно-праксиологическая концепция специальной и инновационнойй подготовки студентов, базирующаяся на следующих положениях (дается 4 положения). 2. Акмеограмма учителя-инноватора, в которой описана его деятельность как целостный феномен, включает совокупность объективных и субъективных характеристик. Объективные: сферы инновационнойй деятельности, типовые профессиональные задачи, операции по их решению и результаты инновационнойй деятельности. Субъективные представлены посредством: профессиональных позиций, знаний, компонентов инновационнойго мышления, индивидуальных свойств, инновационной-акмеологических инвариантов. Благодарим за творческий диалог!