Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста Курмукова Винера Рашитовна МБДОУ Детский сад 7 «Крылышки»
"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" К.Д. Ушинский.
Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей: Словаря; Грамматического строя; Диалогической и монологической речи; Совершенствованию звуковой стороны речи. Сказка Словарный запас Грамматическая речь Звукопроизношение Связная речь Выразительность речи Темп Интонация
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, изменять сюжет сказки путем ввода нового героя, смешивать несколько сюжетов в один и т.д. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Важным, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы работы со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же время смешное слово; разобрать слова с одинаковым написанием, но различных по смыслу. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер); объяснить этимологию слова; произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. Важным, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы работы со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же время смешное слово; разобрать слова с одинаковым написанием, но различных по смыслу. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер); объяснить этимологию слова; произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его. Большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Можно использовать следующие приемы: - срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем уже переходим к рифмованной цепочке; - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»; - описать предмет с разных позиций. Большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Можно использовать следующие приемы: - срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем уже переходим к рифмованной цепочке; - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку»; - описать предмет с разных позиций.
Существует несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи. Одним из них является «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом). Умение детей задавать вопросы, является одним из показателей успешного развития дошкольников. В процессе развития речи дошкольников крайне важно не только научить устно сочинять, но и показать им новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения
Театрализация сказки «Доброе сердце» Ю. Афанасьева Игра- драматизация по придуманной детьми сказке Конкурс в МБДОУ «Театр на столе», пальчиковый театр, семья Керимовых Конкурс в МБДОУ «Театр на столе», конусный театр, семья Поляковых
Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей.