ЛЕКЦИЯ 4 по дисциплине «Управление персоналом» на тему: Принципы, методы и стили управления персоналом План 1. Принципы управления персоналом 2. Методы управления персоналом 3. Стили управления персоналом
Фундаментальными основами управленческой деятельности являются принципы управления. Принцип (лат. начало, основа) – 1) основное исходное положение учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; 3) основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора. Принципы управления персоналом отражают руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми, и подразделяются на общие и частные.
Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и учитываются во всех сферах управления и организациях. К общим принципам управления можно отнести: 1. Принцип целенаправленности управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. 2. Принцип разделения труда применительно к управлению предполагает выделение уровней управления и специализацию отдельных работников на выполнении соответствующих функций. 3. Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. 4. Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений.
5. Принцип дисциплины предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. 6. Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. 7. Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим.
Частные принципы управления персоналом: полное доверие к сотрудникам фирмы; проявление наибольшего внимания в управлении к людям и их инициативе; обеспечение сплоченности коллектива, определяющего результаты работы организации; максимальное делегирование полномочий исполнителям; систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т.п.
Вопрос 2. Методы управления персоналом Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом: административные; экономические; социально-психологические.
Административные методы управления персоналом Это методы построенные на властных и правовых мотивациях и призваны обеспечить эффективную деятельность фирмы любого уровня на основе научной организации управления. Административные методы подразделяются на две большие группы: на методы организационного воздействия и методы распорядительного воздействия. К методам организационного воздействия относятся: регламентирование, организационное нормирование, организационное стимулирование и инструктаж. К основным методам распорядительного воздействия относятся приказы, распоряжения, указания, разъяснения.
Экономические методы управления персоналом Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников.
Социально-психологические методы управления персоналом Эти методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив - социологические. Используются для решения следующих задач кадрового менеджмента: диагностики профессиональной пригодности работников, оптимального подбора и расстановки кадров; наиболее рационального формирования персонала; регулирования межличностных отношений в коллективе; повышения эффективности стимулирования деятельности работников; повышения эффективности воспитательной работы в коллективе; укрепления дисциплины; рационализации трудовых процессов.
Вопрос 3. Стили управления персоналом Стиль управления - это система правил, методов, которые использует менеджер в процессе управления персоналом для достижения целей организации. В зависимости от того, какими принципами руководствуется менеджер в своей деятельности, он может разработать свой индивидуальный стиль управления персоналом и корректировать его на основе имеющихся теоретических знаний. В различных источниках они имеют разные названия и определения, хотя суть содержания понятий при этом не изменяется: авторитарный (автократический, диктаторский, директивный и т.д.); демократический (парламентарный, "метод длинных вожжей" и т.д.); отстраненный (анархичный, либеральный, попустительский и т.д.).
Административный стиль управления Преимущества: Оперативность, которая особенно необходима во время кризиса. Руководитель принимает решения, за которые несет ответственность только он, эти решения должны быть быстрыми и, главное, правильными. Дисциплина. Сотрудники, понимая, что за каждую провинность они будут наказаны, стараются не нарушать дисциплину. Руководитель контролирует процессы деятельности персонала, что позволяет ему быть в курсе всех тонкостей осуществляемой в организации работы. Недостатки: Потеря инициативы среди сотрудников. Быстрая текучесть кадров – подчиненные, недовольные методами начальника, начинают вскоре искать новую работу. Руководитель сам на себя возлагает большую ответственность, так как принимает самостоятельно все решения. Да и ошибиться ему в этом случае проще.
Демократичный стиль Характеризуется совместной работой. Руководитель интересуется мнением подчиненных, а они уважают своего начальника. При принятии того или иного решения каждый сотрудник имеет право голоса. Преимущества: Растет моральный дух коллектива, ведь каждый имеет право голоса. Отсутствует постоянная текучесть кадров. Начальник допускает гораздо меньше ошибок, учитывая мнение своих сотрудников. Недостатки: Принятие решений не отличается оперативностью. Вследствие предоставления персоналу свободы управление может принять другой стиль – анархический.
Отстраненный стиль Этот стиль управления характерен для организаций, в которых начальник является лицом чисто формальным (к примеру, когда фирма готовится к продаже и руководящий состав нужен лишь «для галочки»). Преимуществ у данного стиля управления нет, зато очень много недостатков. В частности, неуправляемость коллектива, панибратство, отсутствие иерархии – все это не является благоприятной обстановкой для развития компании.