По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн
История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI– XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С.И. Дежнёв исследовал побережье Северо- Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива.
В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых.
Во второй половине XVIII в. русскими мореплавателями была предпринята попытка проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Научно обоснованный проект такой экспедиции был разработан великим русским ученым М.В. Ломоносовым, а возглавил ее В.Я. Чичагов. Это была первая полярная экспедиция, основанная на научном расчете. О. Шпицберген
Россия приняла активное участие в научных исследованиях, проведенных в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах. Научные экспедиции под руководством М.М. Геденштрома, Ф.П. Литке, П.Ф. Анжу, Ф.П. Врангеля, П.К. Пахтусова, Э.В. Толля, В.А. Русанова, Г.Я. Седова и других полярных исследователей состоялись в XIX в. и начале XX в.
В 1930–1935 г. были осуществлены многочисленные советские экспедиции на ледокольных пароходах «Г. Седов» под руководством О.Ю. Шмидта, «Таймыр» – А.М. Лаврова, «Русанов» – Р.Л. Самойловича, «Садко» – Г.А. Ушакова. Они принесли новые открытия островов, проливов, заливов и других территорий. В 1930–1932 гг. участники Североземельской экспедиции под руководством Г.А. Ушакова впервые исследовали и нанесли на карту архипелаг Северная Земля. В 1920–1930-е гг. началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива.
В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно- исследовательская станция «СП-1».
Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации.
* Северный морской путь кратчайший морской путь между Европейской частью Российской Федерации и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых). * Альтернатива Северному морскому пути транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет морских миль, то Северным морским путём только 5770 морских миль.Япония
* В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно- хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность никелем, медью, лесом.
* Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути. Большие современные города построены за Полярным кругом: Мурманск, Кировск, Норильск, Магадан.
* Коренные жители Арктики малые народы Севера (чукчи, ненцы, коми, юкагиры и другие) умеют жить в согласии с природой. Их традиционные занятия охота, рыболовство, оленеводство возрождаются и развиваются.
В августе 1977 г. надводное судно – атомный ледокол «Арктика» начальник экспедиции А.Н. Чилингаров впервые достигло Северного полюса. Изучение Арктики продолжается и в настоящее время, например, работают научные станции на дрейфующих льдинах, осуществляются регулярные плавания по трассе Северного морского пути.
* С 2010 года проходят регулярные встречи представителей военных ведомств североевропейских государств: Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Они посвящены арктической безопасности.
… не бойтесь переступить невидимую нить, называемую «полярным кругом», сделайте этот шаг, рискните. Север светлый и яркий, как его люди. Честь им и хвала. Слава и почет! Ведь неминуемо утихнет смерч разрушения, иссякнут злые силы, разойдутся тучи, нависшие над страной, и без сомнения возродится наш Север полюс нашей судьбы.
В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа 5 России, результаты которых легли в основу заявки РФ в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа.