Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИНЦИПАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО ВЫСТУПАЮТ 1. ПОЛНОЦЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ РЕБЕНКОМ ВСЕХ ЭТАПОВ ДЕТСТВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА, ПРИ КОТОРОЙ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ АКТИВНЫМ В ВЫБОРЕ СОДЕРЖАНИЯ СВОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. РЕБЕНОК – ПОЛНОЦЕННЫЙ УЧАСТНИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 4. ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ПОДДЕРЖКА ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ 6. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ, ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА 7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ДЕЙСТВИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8. ВОЗРАСТНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СООТВЕТСТВИЕ УСЛОВИЙ, ТРЕБОВАНИЙ, МЕТОДОВ ВОЗРАСТУ И ОСОБЕННОСТЯМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) 9. УЧЕТ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Стандарт направлен на решение следующих задач : 1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; 2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья ); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ; 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества ; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности ; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей ;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей ; 9) обеспечения психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей ) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Требования Стандарта к РППС 1. Безопасная 2. Доступная 3. Содержательно - насыщенная 4. Трансформируемая 5. Вариативная, полифункциональная Требования Стандарта к РППС 1. Безопасная 2. Доступная 3. Содержательно - насыщенная 4. Трансформируемая 5. Вариативная, полифункциональная
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования психолого-педагогические условия кадровые условия материально-технические условия финансовые условия развивающая предметно-пространственная среда
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Роль каждого работника в организации
Основная функция : консультирование, реагирование на запросы Психолог – сторонний наблюдатель
Основная функция : прикладывать знания к решению образовательных задач Психолог - прикладник
Предмет деятельности педагога - психолога : ребенок развивающийся ребенок образующийся
Трудовые функции педагога-психолога 1. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса (знакомство с соц. ситуацией развития ребенка, помощь педагогу ориентироваться на индивидуальные особенности детей; повышение психологической культуры педагогов и родителей )
Трудовые функции педагога-психолога 2. Психопрофилактика - предупреждение рисков нарушения развития и полноценного функционирования личности. Первичная Вторичная Третичная
Первичная психопрофилактика охватывает всех в ДОУ. отслеживание эмоционального состояния
Вторичная психопрофилактика (адресная помощь) - ребенок в ситуации развода родителей; - конфликт с детьми в группе; - риск конфликта педагога и родителей; - заниженная/завышенная самооценка; - … Цель: минимизация фактического риска
Третичная психопрофилактика (индивидуальная поддержка) - дети с ОВЗ, инвалиды;
Содействие проектированию среды: - предметно-пространственной - методического обеспечения - программного обеспечения - самостоятельной деятельности детей - образовательной деятельности детей - …
Трудовые функции педагога-психолога Психоконсультирование - персонал - педагоги - родители Предмет консультирования: взаимоотношения с детьми и их развитие
Трудовые функции педагога-психолога Психодиагностика При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги- психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Отношение педагога к детям – механизм создания психологически безопасной образовательной среды