СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов, принижение социального статуса профессии (в том числе в материальном плане), семейно-бытовые проблемы.
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Личностный фактор: «сгорают», как правило, не изначально равнодушные и безучастные в своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализует путь социальных достижений и обладания, а профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознательно выбрана, предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, то есть реализующие путь служения.
ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Фактор среды (взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация активного решения профессиональных задач ): коллектив, включая администрацию, может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней. условия работы могут не способствовать успеху осуществляемой профессиональной деятельности.
СТАДИИ ВЫГОРАНИЯ : Тревога. Человек не способен функционировать на требуемом уровне. Сопротивление. Цинизм, непреклонность, строгость, фиксация на правилах и инструкциях, замкнутость. Истощение. Человек может быть сонным, вялым, апатичным, а с другой стороны, – злым и жестоким.
СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ усталость, утомление, истощение; психосоматические проблемы; бессонница; негативное отношение к посетителям; отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; стереотипизация личностной установки, стандартизация общения; агрессивные тенденции; негативное отношение к себе; тревожные состояния; пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий; чувство вины.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность. Дестабилизирующая организация деятельности. Повышенная ответственность за выполняемые функции и операции. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Психологически трудный контингент.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Склонность к эмоциональной ригидности. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Нравственные дефекты и дезориентация личности
ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СЭВ Удовлетворение содержанием и результатами своей деятельности (курсы повышения квалификации, посещение семинаров, обмен опытом, самообразование); оптимальные условия труда; возможность отдыха (полноценный сон, возможность отдыха в течение рабочего дня); распределение ответственности между всеми членами коллектива; комфортный микроклимат в коллективе, когда взаимоотношения с коллегами определяются доверием и взаимопомощью;
ПСИХОГИГИЕНА И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СЭВ способом психопрофилактики может быть посильная регулярная физическая нагрузка (какой-нибудь вид спорта или даже постоянные прогулки на свежем воздухе); большое внимание уделяется терапии искусством (арт терапия). Музыка, чтение художественных произведений, просмотр художественных фильмов, посещение музеев, театров. самое главное: не забывайте о себе, любите себя, следите и ухаживайте за собой.
ПСИХОТЕРАПИЯ комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПАЦИЕНТА 1. Создание личностного контакта между медработником и пациентом, основывается на сотрудничестве, доверии. 2. Снятие или ослабление эмоциональной напряженности в связи с болезнью, снятие отрицательных эмоций. 3. Познавательное обучение пациента, объяснение ему сущности его болезни, слабых и сильных сторон его личности, имеющихся и возможных причин возникновения стресса. 4. Повышение психологической и физической активности пациента. 5. Мобилизация психологических ресурсов на борьбу с болезнью. 6. Убеждение и внушение, направленные на укрепление у пациента веры и оптимизма. 7. Отработка при эмоциональной поддержке психотерапевта более рациональных форм поведения