Поможет ли креативность педагога не стать ему «выгоревшим»? © ГАУ ДПО ЯО ИРО © Коточигова Е.В. © Надежина М.А.
Что хотим сказать Существует ли взаимосвязь креативности и психического выгорания? Показать результаты исследования Обозначить направления помощи «выгоревшим» Подробнее остановиться на одном из способов
Почему это важно? Стресс на работе и выгорание обходятся работодателю в 200 млрд. долл. в год «Выгоревшие» работники рассматривают свою организацию как противника (негативно) и склонны психологически удаляться от нее
Что уже изучено? Водопьяновой Н.Е. – обнаружено, что высокий творческий (креативный) потенциал медицинских работников отрицательно коррелирует с уровнем выгорания. В работе Астафуровой Н.Г показано, что большинство респондентов с высокой креативность устойчивы к эмоциональному выгоранию, творческие работники (актеры, музыканты) не выгорают.
Исследовательский вопрос Является ли креативность ценностью для педагогов (учителей, воспитателей) и руководителей образовательных учреждений? Помогает ли креативность противостоять психическому выгоранию?
Корреляционные связи составляющих выгорания и ценностных ориентаций руководителей Структурные компоненты выгорания Терминальные ценности ПИДСПЭ Креативность 0,187*0,168*0,161* Условные обозначения: ПИ – психическое истощение, Д – деперсонализация, СПЭ – снижение профессиональной эффективности
Корреляционные связи составляющих выгорания и ценностных ориентаций педагогов Структурные компоненты выгорания Терминальные ценности ПИДСПЭ Креативность 0,0150,10470,087 Условные обозначения: ПИ – психическое истощение, Д – деперсонализация, СПЭ – снижение профессиональной эффективности
Весовые коэффициенты ценностных ориентаций в группах лиц различных сфер деятельности Педагоги o Руководители o Условные обозначения: 1 – материальное положение, 2 – собственный престиж, 3 – креативность, 4 – социальные контакты, 5 – развитие себя, 6 – достижения, 7 – духовное удовлетворение, 8 – индивидуальность
Креативность провоцирует выгорание? Креативность/ценность у руководителей чаще, чем в случае с педагогом не имеет возможность проявиться, реализоваться Руководитель в большей степени, чем педагога органичен рамками предписаний, распоряжений и пр. Невозможность реализовать ценностные ориентации (креативность) приводит к психическому выгоранию
К - Комплексный анализ решаемой ситуации Р - Разнообразный, веерообразный поиск оптимального решения. Е - Единодушное принятие решения. А – Активная реализация решения. Т – Текущий контроль. И – Интерпретация результатов. В – Выводы, «вытяжка» - извлечение уроков на будущее, завершающая рефлексия
Спасибо за внимание Готовы ответить на вопросы Контакты: Адрес: , г. Ярославль, ул. Богдановича, 16 Тел.:(8-4852)