Развитие внимания умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительного искусства Доклад на Городском методическом объединении Авдеева Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства, МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Возможность» г. Дубны Московской области»
Внимание учащихся школы VIII вида Уровень развития внимания учащихся школы VIII вида находится на низком уровне. Источники нарушений внимания: Быстрая истощаемость психических процессов. Патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности.
Объем внимания умственно отсталые первоклассники объекта. третьеклассники объекта.
Устойчивость внимания Период наиболее оптимального проявления устойчивости внимания при выполнении однообразной работы минут.
Распределение внимания Малодоступно умственно отсталым ученикам.
Переключение внимания Умственно отсталые учащиеся испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой.
Неосложненная форма олигофрении Наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения.
Учащиеся с преобладанием процессов возбуждения: Существенное отставание в показателях качества устойчивости и распределения внимания по сравнению с учащимися, имеющими неосложненную форму олигофрении. Относительно быстрый темп работы, сопровождающийся самым большим числом ошибок. Неплохо переключаются с одного вида деятельности на другой.
Учащиеся с преобладанием процессов торможения Более сохранна устойчивость внимания. По сравнению с другими группами олигофренов у них самый узкий объем и переключаемость внимания. Большинство учащихся этой группы не способны к распределению внимания.
Характеристика внимания умственно отсталых младших школьников: Узкий объём, Слабая устойчивость, Плохая переключаемость, Малодоступно распределение внимания.
Виды деятельности Учебная ТрудоваяИгровая Изобрази- тельная
Чтобы нарисовать предмет, необходимо определить: Форму Строение Характерные детали Цвет Положение в пространстве
К.П. Ягодовский: «зарисовка, с одной стороны, приводит к более тщательному наблюдению, а с другой имеет огромное значение не только для прочности запоминания формы, величины, цвета и других сторон изучаемых явлений, но во многих случаях также и для фиксации в сознании учащихся многих существенных признаков и особенностей».
Структура урока рисования 1. Подготовительная часть Организационный этап Вводная беседа. 2. Основная часть Анализ объекта изображения Определение последовательности выполнения рисунка Указания к началу работы Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. 3. Заключительная часть Подведение итогов урока Задание на дом Организованное окончание урока.
Организационный этап Проверка наличия художественных принадлежностей к уроку.
Вводная беседа Демонстрация работ учащихся из других классов. Необычный способ прочтения темы урока: - Сегодня мы будем рисовать одну из ёлочных игрушек. А какую, определите по флажкам. Прочитайте сначала слово, записанное на голубых флажках, а потом – на розовых.
Вводная беседа Необычный способ прочтения темы урока: найти определённое изображение, того, что мы будем сегодня рисовать. - Что делают цыплята? Кого еще ты здесь видишь?
Вводная беседа Упражнение: "Найди отличия"
Анализ объекта изображения Выявлении признаков реальных объектов Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета? Практические действия учащихся с декоративными элементами
Анализ объекта изображения - Соедини линией рукавички с одинаковым узором. Что изменилось?
Анализ объекта изображения «Найди отличия»"Рыбки" "Посчитай рыбок, которые плывут направо, и рыбок, которые плывут налево. В какую сторону плывёт рыбок больше".
Анализ объекта изображения Найди две одинаковые башни. Соедини чашку с блюдцем.
Анализ объекта изображения Найди подходящей формы тень, соедини линей."Составь узор по образцу".
Определение последовательности выполнения рисунка «Найди самое простое»
Указания к началу работы Элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности Контрольные вопросы: –Что же вы нарисовали? –Что теперь надо рисовать? –Что будем рисовать дальше?
Подведение итогов урока Просмотр и анализ работ с точки зрения поставленных задач.