Московский городской психолого- педагогический университет Научная работа на тему Восприятие стереотипного образа благополучия и успешности и идентификация с ним у подростков Цайтлер Вера Игоревна Цайтлер Вера Игоревна Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии МГППУ Даниленко Ольга Васильевна
Актуальность исследования определяется значимостью образов благополучия и успешности в процессе социализации подростков Научная новизна исследования заключается в изучении взаимосвязи стереотипного восприятия и тенденции к эскапизму. Так же в исследовании прослеживается зависимость данной корреляции с гендерной принадлежностью испытуемых
Научные понятия Социальная возрастная психология Социальная возрастная психология Самоидентификация личности Самоидентификация личности Успешность Восприятие стереотипных образов мира Восприятие стереотипных образов мира Благополучие Эскапизм Повышение тревожности Повышение тревожности Снижение адаптивности Снижение адаптивности Социальная психология Социальная психология
Цель исследования Изучение стереотипного образа благополучия и успешности у подростков, а так же исследование степени его влияния на эскапичность подростков
Объект исследования Объект исследования Особенности процессов восприятия стереотипов и идентификации с ними у подростков Предмет исследования Степень влияния стереотипного образа благополучия и успешности на выраженность подростковой эскапичности Степень влияния стереотипного образа благополучия и успешности на выраженность подростковой эскапичности
Основная гипотеза Существует корреляционная зависимость между степенью влияния стереотипного образа благополучия и успешности и повышенным уровнем эскапичности
Частная гипотеза 1 Мальчики в большей степени, чем девочки, подвержены влиянию стереотипных образов благополучия и успешности Частная гипотеза 2 Степень приверженности стереотипному образу благополучия и успешности связана с адаптивностью подростков.
Структура исследования 2 смысловые части Выявление существования стереотипа и определение степени приверженности ему Выявление существования стереотипа и определение степени приверженности ему разработана авторская методика «Образ благополучного человека» разработана авторская методика «Образ благополучного человека» модификация методики Дембо-Рубинштейн модификация методики Дембо-Рубинштейн методика попарного ранжирования ценностей в модификационном варианте Фанталовой Е. Б. методика попарного ранжирования ценностей в модификационном варианте Фанталовой Е. Б. Определение степени эскапичности и уровня адаптивности школьников Определение степени эскапичности и уровня адаптивности школьников методика «Автобиография моего будущего» методика «Автобиография моего будущего» «Социальная адаптивность» К. Роджерса и Р. Даймонда (шкалы адаптивности и эскапизма) «Социальная адаптивность» К. Роджерса и Р. Даймонда (шкалы адаптивности и эскапизма) Анализ и сравнение результатов
Исследование проводится в ГОУ ЦО 1158 на группах средне- и старшеклассников: учащиеся 6-х классов – 35 человек учащиеся 9-х классов – 60 человек учащиеся 9-х классов – 60 человек учащиеся 11-х классов – 17 человек учащиеся 11-х классов – 17 человек Выборка – 121 человек Из них – 60 девочек и 61 мальчиков Возраст испытуемых: 12 – 16 лет Период проведения исследования февраль-март 2011 года
Результаты исследования на данный момент
Промежуточные выводы Подростки в большей степени подверженные влиянию стереотипа благополучия и успешности склонны к более сильным проявлениям эскапизма. Стереотип благополучия и успешности сильней влияет на мальчиков (r = 0,6), чем на девочек (r = 0, 4). Чем выше приверженность стереотипному образу благополучия и успешности, тем сильнее понижается адаптивность подростка.
Результаты, полученные в ходе исследования помогут в разработке авторских программ дополнительных занятий и классных часов, направленных на формирование более реалистичных картин мира и адекватных жизненных целей у подростков программ профориентационных занятий для старшеклассников рекомендаций по преодолению социальной тревожности в подростковом возрасте
Исследование взаимосвязи между выраженностью стереотипного влияния на поведение и уровнем тревожности Расширение возрастного диапазона исследуемых групп и включение в выборку учащихся 7-х – 10-х классов Перспективы исследовательской работы