Роль Комитета ББА в активизации деятельности библиотек по созданию Виртуальной справочной службы в Республике Беларусь
Ситник Светлана Михайловна, председатель Комитета по библиографической работе ББА
Динамика/ или Этапы организации работы в библиотеках: 1.Создание рабочей группы : библиографы (каталогизаторы, сотрудники справочно-библиографических служб, электронных ресурсов), специалисты в области автоматизации информационных процессов в библиотеке, представители отделов маркетинга и т.д.
продолжение 2.Анализ состояния совокупной ресурсной базы своих библиотек: система традиционных и электронных каталогов (ЭК) система картотек библиотеки библиографические указатели, пособия в печатном и электронном видах материалы справочного характера: энциклопедии, словари, справочники БД библиотеки
продолжение 3. Доступ в Интернет к ресурсам свободного доступа
продолжение 4. Разработать : «Положение о Виртуальной Справочной Службе», « Правила пользования … Службой ». Выставить их на сайт библиотеки
Что необходимо учесть в документах : Общие положения о Службе Раскрыть ресурсную базу обслуживания Указать категории пользователей Режим работы ВСС ( часы/дни) Бесплатность / платность виртуальной справки ( в соответствии с «Положением Библиотеки по платным услугам») Вопросы, которые можно задать библиографу или ответственному за принятие справок
продолжение Тематика принимаемых запросов Типы принимаемых запросов Количество запросов, обрабатываемых за день установить ограничения Сроки выполнения запросов (1-3 дня) Вопросы, которые не рассматриваются
продолжение Рекомендации о возможностях самостоятельного поиска информации в БД выполненных запросов ( « Архив справок») Возможность обращения к виртуальным справочным службам других библиотек на основе постоянно поддерживаемого путеводителя, размещенного на веб- сайте ВСС библиотеки. Предоставляемые услуги.
продолжение Необходимо четко оговорить источники поиска информации для каждой конкретной библиотеки ( см. выше...п. п. 2.,3)
продолжение 5.Работа по организации взаимодействия с удаленным пользователем через Web- форму запросов. Это совместный продукт библиографов и программистов, который должен соответствовать идее комфортного обслуживания пользователей.
продолжение 6.Выполнение запросов: через э/почту (аналог письменной справки ) или в Chat-режиме (аналог непосредственного общения с библиографом в режиме реального времени). Данные формы обслуживания обусловлены уровнем компьютерного и программного обеспечения библиотеки.
Спасибо за внимание