Нормативные основы организации и проведения промежуточной аттестации учащихся
фото Регулирование ПА 1. – уровень 273-ФЗ (статья 58) и иных НПА (ФГОС НОО, ФГОС ООО) 2. – уровень ОУ (Локальный акт о ПА, ООП НОО, ООП ООО)
Определение промежуточной аттестации
фото Характеристики ПА Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам признаются академической задолженностью Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Промежуточная аттестация – это процедура, в ходе которой определяется степень (уровень) освоения учащимися учебного материала по пройденным учебным предметам, в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования за определенный период.
Каков период освоения образовательной программы, позволяющий проводить промежуточную аттестацию? Исходя из положений ст ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося в разрезе изученных предметов за учебный год в целом. Если периодом промежуточной аттестации считать четверть, триместр, полугодие, то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности.
Обязательно ли проводить промежуточную аттестацию по всем предметам учебного плана? Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Таким образом, промежуточная аттестация должна проводится по всем предметам учебного плана.
Где определяются формы промежуточной аттестации? Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (ч.22 ст ФЗ) Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации (п. 10 приказа МОиН РФ 1015)
Где определяются формы промежуточной аттестации? Формы ПА прописываются в УП. Кроме того, проведение ПА обязательно учитывается в сумме часов, отведенных для освоения программы по учебному предмету. Основные общеобразовательные программы разрабатываются ОУ для каждого уровня общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование), учебный план входит в структуру основной образовательной программы. Следовательно, формы ПА не должны определяться ежегодно, они должны быть определены основной образовательной программой сразу на весь период освоения уровня общего образования по годам обучения.
Выведение годовой отметки на основе четвертных/триместровых (полугодовых) отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года (вариант – а также с учетом годовой контрольной работы). Возможная трактовка – выведение годовой … как накопительная система оценок (НСО) При этом аттестационные испытания (как ПА) не проводятся Аттестационные испытания (к/р, диктант, изложение, сочинение, тест и т.д.), на основании результата которых выставляется годовая отметка по предмету Формы ПА
Насколько целесообразно проводить ПА по большинству предметов только в форме выведения годовой отметки… НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО с учетом уровня ответственности различных субъектов образовательной деятельности при проведении ТКУ, ПА и ГИА
Текущий контроль успеваемости – это компетенция УЧИТЕЛЯ Промежуточная аттестация – компетенция ОУ Государственная итоговая аттестация – компетенция государства
Что следует учитывать при выборе формы ПА и содержания используемого КИМ - Уровень реализуемой образовательной программы - Направленность реализуемой образовательной программы направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы - Содержание КИМов должно точно отражать содержание изученного курса
Что следует учитывать при выборе формы ПА и содержания используемого КИМ -Наличие заданий, ориентированных на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться». Основные цели такого включения – предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высоким (по сравнению с базовым) уровнем достижений и выявить динамику роста численности наиболее подготовленных обучающихся. - поэтапную подготовку к достижение планируемых результатов (СОЧИНЕНИЕ!!!) - итоговый проект
Как выставляется годовая отметка при проведении ПА (аттестационного испытания) При неудовлетворительной отметке за аттестационное испытание учащемуся не может быть выставлена положительная годовая отметка.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую, иную).
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Исходя из этого, академической задолженностью считается как неудовлетворительный годовой результат по предмету, по которому не проводится аттестационное испытание, так и неудовлетворительный результат, полученный на аттестационном испытании Академическая задолженность
фото Академическая задолженность Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. (кроме учащихся 4-х и 9-х классов (ст.66, 273-ФЗ) Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности
фото Место ПА в ООП Целевой раздел Элементы раздела ООП Присутствие описания системы промежуточной аттестации Система оценки планируемых результатов Раскрываются содержание и инструменты промежуточной аттестации
фото Содержательный раздел Элементы раздела ООП Присутствие описания системы промежуточной аттестации Программа учебных предметов, курсов (по образовательным областям) Система оценки результатов ООП должна учитывать освоение каждого структурного элемента раздела программы, а в ходе промежуточной аттестации должны проверяться не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Для этого разрабатываются различные контрольно- измерительные материалы. Программа развития УУД Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы
фото Организационный раздел Элементы раздела ООП Присутствие описания системы промежуточной аттестации Учебный план, индивидуальный учебный план Раскрываются формы промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам Система условий реализации ООП Раскрываются условия, необходимые для проведения промежуточной аттестации