Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад 36 Методические рекомендации по изготовлению и использованию многофункциональной дидактической игры «Чудо - коврик» Составил: Безменова Т.А. воспитатель детского сада 36
Дидактическое пособие для детей раннего возраста «ЧУДО-КОВРИК» С помощью самодельного дидактического пособия «Чудо - коврик» удается научить ребенка с особенностями в развитии смотреть и видеть окружающие предметы, манипулировать с ними (вставлять в нужное место, нажимать на игрушки извлекая звук, расстегивать кнопки, пуговицы, крючки, развязывать шнурки). Также удается развивать сенсорные и тактильные ощущения, ведь все детали пособия выполнены из материалов различного цвета и фактуры. И самое важное во время игры с данным пособием удается установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком и сформировать положительно-эмоциональное отношение к процессу сотрудничества. Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений; Развивать сенсомоторные координации; Знакомить с различными свойствами материалов; Знакомить с размером и цветом; Формировать элементарные знания об окружающем мире, словарный запас; Развивать любознательность; Формировать навыки общения
Описание дидактического пособия Развивающий коврик для детей– это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, выполненное в виде прямоугольного коврика из ткани с подкладом, из тонкого синтепона, размером 1 м 50 см x 1 м 50 см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире. На основу коврика прикрепляются игровые элементы (Солнышко – подушка внутри которого шелестящий материал, лучики – замки различной длины, разноцветные бусинки, элемент ботинка со шнуровкой, элемент замка-застежки от сандалией, ленточка, кармашки для предметов с различными застежками, пуговицы с петельками, игрушки на липучках) при помощи разъемных молний или пуговиц, которые использует воспитатель с ребенком в совместной игровой деятельности для ознакомления его с окружающим миром и накоплению сенсорного опыта. Пристегивающиеся игровые элементы могут быть использованы и самостоятельно для индивидуальной работы с детьми. По коврику можно погулять босыми ногами, массируя ступни ног.
Варианты дидактических игр: «Где солнышко?» «Найди лучики застегни и расстегни их», «Куда спряталась мышка? » «Расставь игрушки» «Сколько поросят на полянке?» «Отгадай на ощупь, что лежит в кармашках? » Можно вместе с ребёнком рассказать сказку с использованием игрушек.
Методические рекомендации. При отборе содержания игр и заданий на коврике необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Нельзя забывать о важности игры как способе развития речи ребенка, т.к. практически все развивающие игры требуют словесного сопровождения: описание ситуации выбора и др. Спокойная, эмоциональная обстановка при проведении игры способствует появлению у ребенка определенного интереса. Необходимо помнить, что каждая игра- источник удовольствия и радости для ребенка, поэтому несмотря на важность решения ее познавательных задач обучение и развитие в игре должно проходить весело, легко, без нравоучений в адрес ребенка. Ведущая роль при организации игр на «Развивающем коврике» в младшей группе принадлежит взрослому. Педагогу необходимо заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к играм на коврике в самостоятельной деятельности возможно вместе с ними придумать новые игры и задания, которые можно выполнить. Следует исключить ситуацию неуспеха для ребенка – в игре он должен чувствовать себя психологически комфортно, уверенно. При предъявлении заданий детям лучше использовать игровые персонажи и увлекательные сюжеты, это предупреждает утомляемость детей и делает процесс обучения в игре более занимательным. По окончании совместной игры (выполнения развивающих заданий) с использованием коврика подведите итоги, проведите анализ деятельности.