В АСИЛИЙ А ЛЕКСАНДРОВИЧ С УХОМЛИНСКИЙ «Если ученику, скажем, восьмого класса задано сегодня по учебнику 10 страниц материала -значит, он станет тружеником – мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, из журнала- не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец изумляться» В.А.Сухомлинский
О ГЛАВЛЕНИЕ 1)Б ИОГРАФИЯ В АСИЛИЯ А ЛЕКСАНДРОВИЧА С УХОМЛИНСКОГО 2)П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3) Т ИТУЛЫ, НАГРАДЫ, ПРЕМИИ 4) Б ИБЛИОГРАФИЯ 5)О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 6)О СНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ 7)П РИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ БЫЛА ОСНОВАНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В.А. С УХОМЛИНСКОГО 8)З АКЛЮЧЕНИЕ
Б ИОГРАФИЯ Родился в 1918 году в селе Васильевка в крестьянской семье. Летом 1933 года мать проводила Василия в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году. В 1941 году Сухомлинский ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен.Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Василий Александрович Сухомлинский автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках. Умер 2 сентября 1970 года. Он стал признанным классиком педагогики 20 века.
Василий Александрович Сухомлинский с женой и дочкой,сер.1960-х
П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма. Строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе
Л УЧШЕ ВСЕГО ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ ТЕ, КТО РАНО ЛОЖИТСЯ СПАТЬ, СПИТ ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ, РАНО ПРОБУЖДАЕТСЯ И ЗАНИМАЕТСЯ ИНТЕНСИВНЫМ УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ В ПЕРВЫЕ ПЯТЬ - ДЕСЯТЬ ЧАСОВ ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ ( В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА ). В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧАСЫ БОДРСТВОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА ДОЛЖНА ОСЛАБЕВАТЬ. С ОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМ НАПРЯЖЕННЫЙ УМСТВЕННЫЙ ТРУД, ОСОБЕННО ЗАУЧИВАНИЕ, В ПОСЛЕДНИЕ 5-7 ЧАСОВ ПЕРЕД СНОМ. Н А МНОГИХ ФАКТАХ МЫ УБЕДИЛИСЬ, ЧТО, ЕСЛИ РЕБЕНОК В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ПЕРЕД СНОМ СИДИТ ЗА УРОКАМИ, ОН СТАНОВИТСЯ НЕУСПЕВАЮЩИМ. В.А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников
Взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ.Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Вход в музей Павлышской школы
Т ИТУЛЫ, НАГРАДЫ, ПРЕМИИ Герой Социалистического Труда (1968). Орден Красной Звезды.
Б ИБЛИОГРАФИЯ Сердце отдаю детям Сто советов учителю Родительская педагогика Как воспитать настоящего человека
О СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО В. А. С УХОМЛИНСКОМУ. задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом, перед собственной совестью формирование активной деятельности мировоззренческих убеждений главная цель воспитания – гражданско- патриотическое формирование личности.
Основным принципом процесса обучения на всех его этапах В. А. Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху. Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: · доверие к детям, · учение без принуждения, · воспитание без наказаний, · сотрудничество детей и взрослых, · творческий труд и нравственная свобода, · возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, · принятие ответственности за свой выбор. Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А. Сухомлинского: · доверие к детям, · учение без принуждения, · воспитание без наказаний, · сотрудничество детей и взрослых, · творческий труд и нравственная свобода, · возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, · принятие ответственности за свой выбор.
Итак, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.