Понятие «фармацевтическая этика». «фармацевтическая деонтология». Виды отношений: пациент-фармацевт, врач-фармацевт-пациент, фармацевт-коллектив Психология общения и консультирование потребителей
В античные века влияние на развитие принципов поведения медработника оказала знаменитая «Клятва Гиппократа». За всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».
Задачи медицинской деонтологии Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения; Исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности; Изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным; Устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.
На формирование и развитие принципов медицинской деонтологии оказывали влияние Социально- экономические отношения Классовые отношения Национальные традиции Религиозные традиции
Медицинская этика совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских и фармацевтических работников, предусматривающая взаимоотношения с пациентом, медицинскими и фармацевтическими работниками между собой, с родственниками пациента, здоровыми людьми.
Пациент лицо, обратившееся в организацию, оказывающую медицинскую помощь, любой организационно- правовой формы и формы собственности, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи, независимо от того, имеется заболевание у этого лица или нет.
Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов В России это произошло в конце XVI века, а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, в положениях определялись и этические нормы поведения аптекаря, и требования к его личности.
К XIX-XX векам развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов
Основы фармацевтической деонтологии заложены в конце 60-х – 70-е гг. ХХ века. Дальнейшее развитие фармацевтической деонтологии было обусловлено следующими причинами: возросло число обращений потребителей ЛС БРО в аптечные предприятия, произошло увеличение контактов посетителей аптеки со специалистами отделов БРО.
Аптека сегодня… Посетитель аптеки сегодня становится все более грамотным и критичным. В связи с этим фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии.
Отношение: фармацевт-коллектив СПК (+): уважительные отношения, готовность к взаимопомощи, СПК (-): взаимные обиды, зависть, соперничество, проявления моббинга. Может показаться, что взаимоотношения фармацевтов не касаются посетителей. Это не так. Посетитель воспринимает все происходящее вокруг. Фиксируется (иногда на уровне подсознания) характер взаимодействия сотрудников АО друг с другом: подмечается тон обращения, взаимные реплики, взгляды, которыми обмениваются сотрудники АО,
РАЗДЕЛ 2. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ПАЦИЕНТ. Статья 2.1. Фармацевтический работник должен уважать честь и достоинство пациента. Фармацевтический работник должен с уважением относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь к кому-либо. Внимательное отношение к пациенту, понимание и забота о нём фармацевтического работника помогут вселить уверенность в эффективности лекарственного средства и выздоровление. Фармацевтический работник обязан владеть основами психотерапевтического воздействия для улучшения взаимопонимания с пациентом. При общении с пациентом недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. Фармацевтический должен помнить, что перед ним больной, и сделать "скидку" на его возможные раздражительность и грубость. Фармацевтический работник должен следить за своей речью, жестами и мимикой. Говорить надо ясно, конкретно, достаточно громко. Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента. Фармацевтический работник должен дать почувствовать пациенту, что в его лице он имеет высокообразованного, высококультурного и знающего специалиста.
РАЗДЕЛ 2. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ПАЦИЕНТ. Статья 2.2. Фармацевтический работник должен всегда сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах пациенту. Право пациента получить и долг фармацевтического работника сообщить всю необходимую информацию о лекарственных средствах (способ, время и частота приёма, хранение в домашних условиях и др.). Статья 2.3. Фармацевтический работник должен соблюдать врачебную тайну. Фармацевтический работник обязан сохранять в тайне всю медицинскую и доверенную ему пациентом личную информацию. Статья 2.4. Фармацевтический работник должен всегда оказывать первую доврачебную помощь.
РАЗДЕЛ 3. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ВРАЧ Статья 3.1. Отношения между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на взаимном уважении. Фармацевтический работник не должен допускать бестактных высказываний в адрес врача, как и врач не имеет права умалять достоинство фармацевтического работника. У фармацевтического работника и врача общая задача - возвращение здоровья пациенту. Статья 3.2. Фармацевтический работник, являясь специалистом в области лекарствоведения, обязан: - информировать врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах; - требовать от врачей строгого соблюдения установленных правил выписывания рецепта.
РАЗДЕЛ 3. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК И ВРАЧ Статья 3.3. Фармацевтический работник должен работать в тесном контакте с врачом. Содружество фармацевтического работника и врача, совместный выбор наиболее эффективных, специфических лекарственных средств и их лекарственных форм, дозы препарата, рациональной схемы лечения, способа применения, времени приёма лекарственного препарата способствуют эффективному лечению. Фармацевтический работник не должен подменять врача в выборе лекарственных средств, предлагать пациенту лекарственные препараты по своему усмотрению, так как не знает индивидуальные особенности организма больного и течение заболевания. Фармацевтический работник обязан обеспечить наличие тех лекарственных средств, которые выписал врач, а также соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска требованиям, определяемым врачом. Фармацевтический работник должен быть нетерпим ко всякого рода ошибкам медицинских работников в вопросах лекарствоведения. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать их с медицинскими работниками. Надо помнить, что даже небольшая неточность врача может перерасти в роковую ошибку в лечении.