Воспитание в Древней Греции
В 3-2- ом тыс. до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, обитатели царских дворцов, знатные вельможи и состоятельные граждане. Центры обучения писцов возникали при дворцах и храмах. Крито - микенской ( Эгейской ) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями.
Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена так называемой архаической Греции (IX-VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал картины воспитания и обучении в эту эпоху легендарный Гомер в поэмах " Илиада " и " Одиссея ". Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов - полисов ( государств ) (VI-IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев.
В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя, либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов : пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание.
Среди государств - полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками - кормилицами. С 7 лет полис ( город - государство ) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа :
С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. Физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12- летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года верхней одеждой подросткам служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.
15-20 лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались : подростков держали в голоде, приучали их самих добывать себе пищу или спасаться от невзгод природы. 2 этап лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались : подростков держали в голоде, приучали их самих добывать себе пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. 3 этап. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени.
Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. К порокам однако не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.
Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. Затем они одновременно посещали мусическую и гимнастическую ( палестра ) школы, где получали преимущественно литературное, музыкальное и военно - спортивное образование и воспитание. Афинская система воспитания
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу : верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ ( хламида ). В возрасте лет юноши совершенствовали свое образование в гимнасиях.
Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение совокупностью добродетелей, в дальнейшем получившей известность как программа семи свободных искусств Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа плохая или хорошая. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно - исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.
Спасибо за внимание!