Развиваем мелкую моторику-готовим руку к письму. Консультация для родителей. Подготовила учитель-логопед Снигирева Анна Николаевна
Мелкая моторика Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Развитие мелкой моторики у детей это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему? Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) тесно связаны между собой. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью и, как следствие, с письмом. Итак, для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики.
Приёмы и упражнения для развития мелкой моторики рук массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры; лепка из различных материалов; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание верёвочек, застёгивание пуговиц, вырезание ножницами) ;
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Основной задачей подготовки к письму является: 1. Определение ведущей руки. 2. Развитие умения свободно держать пишущий инструмент (ручку, карандаш, кисть). 3. Развитие мелкой моторики рук и совершенствования тонких движений пальцев. 4. Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. 5. Развитие пространственных представлений. 6. Специальные упражнения для подготовки руки к письму.
Определение ведущей руки «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей левой. «Поза Наполеона». Ребенку предлагается сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
Учимся держать ручку. 1. Ручка кладется на низ фаланги среднего пальца и фиксируется указательным и большим пальцами. 2. Ручку нужно держать без напряжения, все три пальца должны быть слегка закруглены. 3. Расстояние от конца стержня до указательного пальца - примерно 2 см. Если захват ручки слишком низкий или высокий, то кисть руки будет напряжена, и почерк станет неровным. 4. Рука при письме опирается на правое ребро кисти, и в меньшей степени – на правую сторону запястья и верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Такая опора позволяет кисти быть более «маневренной», что делает почерк легким и быстрым. 5. По мере письма, мягко скользя ребром ладони по бумаге, передвигать кисть руки вправо.
Определение уровня владения графомоторными навыками При оценивании результатов используется «Уровневая система»: высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Определение уровня развития мелкой моторики рук 1. «Упражнения на повторение фигур из пальцев». «Петушок», «Зайчик», «Вилка», «Щепотка», «Коза» 1.«Покажи пальчик» 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). 2.«Рисуем круг» 3. Вырезание ножницами
Определение уровня развития пространственных представлений. 1. Узнавание предметов с наложением изображений. «Назови предметы». «Назови буквы». 2. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела, определенного предмета. «Покажи-ка». «Разноцветные клеточки».
Выявление трудностей зрительного восприятия. 1. «Дорожки» Нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. 2. «Найди все квадраты ». Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты. 3. «Найди такую же фигуру». Найти из фигур справа точно такую же фигуру, как на рисунке слева. 4. «Найди пару».
Определение развития графического навыка. 1. Графический диктант; 2. Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; 3.Рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам; 4. Выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
Принципы успешного обучения письму. 1. Создать необходимые условия (бумага, тетради, карандаши и другие «рисующие» предметы) ; 2. Обеспечить усложнение графических упражнений, ставя перед ними новые, более трудные задачи; 3. Формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание пишущего предмета, выполнение линий различной формы) ; 4. Активизировать интерес ребёнка к графической деятельности («Напиши «письмо» бабушке»; 5. Включение графических упражнений в сюжетную игру; 6. Демонстрация заинтересованности занятиями ребёнка.
Без побуждения и помощи со стороны взрослого 5-7 летние дети практически не усваивают навык письма. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.
Спасибо!