В переводе с латыни «сенсорика» означает «восприятие», осуществляющееся посредством органов чувств.
Отличительная особенность сенсорики состоит в том, что взаимодействие с миром с позиций этой функции выстраивается в материальном плане (в противовес идеальному). Сенсорный мир – это мир конкретных объектов, непосредственно воспринимаемых с помощью органов чувств и поддающихся определенному моторно-двигательному воздействию (к числу этих объектов наряду с предметами окружающего мира относится и тело самого человека)
сенсорную систему человека формируют следующие подсистемы: зрительная – подсистема, благодаря которой личность способна различать объекты окружающего мира в зависимости от их цвета, формы, размера, направления движения.
слуховая – подсистема, в отсутствие которой люди никогда бы не научились разговаривать, а речь, как известно, является одним из основных средств межличностного общения.
тактильная – подсистема кожной чувствительности, включающая в себя осязательные, тактильные, температурные, а также вибрационные ощущения.
проприоцептивная – подсистема, благодаря которой человек способен контролировать свои телодвижения. вестибулярная – подсистема, отвечающая за способность человека удерживать равновесие и ориентироваться в пространстве.
Необходимость сенсорного воспитания малышей Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка недооценивать ни в коем случае нельзя. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно: -способствует развитию интеллекта ребенка; -помогает малышу систематизировать знания, которые он получает из внешней среды; - подготавливает детишек к восприятию мира таким, каким он является; - оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства; -развивает воображение, наблюдение и внимательность; -подготавливает ребятишек к будущей учебной деятельности; -благоприятно влияет на обогащения словарного запаса мальчиков и девочек; -развивает различные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную)
Несколько правил относительно организации работы с детьми Обучая детей чему-либо, следует всегда помнить о том, что психика малыша еще не сформирована, и воспринимает он информацию не так, как взрослый. Поэтому игры по сенсорике, как и любую другую деятельность, необходимо тщательно продумывать. Чтобы не допустить ошибок, которые впоследствии обязательно проявятся, нужно запомнить несколько простых правил: -Во время игры необходимо соблюдать спокойствие, не повышать голоса, не оскорблять ребенка, если у него что-нибудь не получается.(Детям свойственно подражать взрослым, поэтому несдержанность и агрессивность родителя почти наверняка станет в будущем чертой характера его ненаглядного чада.) -Взрослому следует найти подход к ребенку и наладить с ним эмоциональный контакт. -На каждом занятии необходимо совмещать обучение с игрой. -Чтобы малыш хорошо запомнил материал, его нужно многократно повторять. -Сложность материала должна соответствовать уровню интеллектуального развития дошколенка. - Идеальная длительность одного занятия – минут.
Как развивать сенсорное восприятие малыша? Знания, которые малыш получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем, что выученные ребенком цвета радуги, различные геометрические фигуры и т.п. без периодического повторения забываются. Чтобы не столкнуться с такой проблемой, следует регулярно заниматься с ребенком, постоянно озвучивая названия предметов, которые окружают его на улице и в помещении, а также обращая внимание на его одежду. Лучше всего мальчишки и девчонки осваивают информацию, полученную в игровой форме.