Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Старший воспитатель Бурмака З.В. Февраль, 2016 Способы поддержки детской инициативы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа 2045»
ХХ
Поддержка - короткое или небольшое оказание той или иной помощи человеку в трудной для него ситуации. Инициатива, инициативность - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Поддержка детской инициативы несет в себе внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость
1.4. Основные принципы дошкольного образования: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. I. Общие положения
2.4. Программа направлена на: II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены: II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б ) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Поддержка детской инициативы - механизм обеспечения индивидуализации образования дошкольников: Отражает мотивы, личностные качества воспитанников Отражает мотивы, личностные качества воспитанников Позволяет сохранять интерес, т.к. любое действие основано на личном опыте ребёнка Позволяет сохранять интерес, т.к. любое действие основано на личном опыте ребёнка Обеспечивает взаимодействие с каждым ребёнком, а также оптимизирует работу с группой Обеспечивает взаимодействие с каждым ребёнком, а также оптимизирует работу с группой
2.4. Программа направлена на: II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основные сферы инициативы * 1)творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление); 2)инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи); 3)коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи); 4)познавательная инициатива – любознательность, т.е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.
Основные пути проявления инициативы дошкольников в образовательной организации Определение инициативы может происходить: Через реализацию собственных потребностей детей в инициативном поведении, игре, общении, продуктивной деятельности и т.д. Через развивающую пространственную среду, побуждающую детей к инициативному поведению. Через подражание взрослым - образцам инициативного поведения. Через специально разработанные технологии по развитию самостоятельности, инициативности и саморегуляции.
Поддержка детской инициативы Направление Способы 1. Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога 2. Поддержка детской автономии: самостоятельность в замыслах и их воплощении; индивидуальная свобода деятельности; самоопределение 3. Развитие ответственной инициативы 1. Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры: выбор оптимальной тактики поведения педагога; наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку); наличие разнообразных игровых материалов. 2. Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.). Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения. 3. Давать посильные задания поручения; снимать страх «я не справлюсь». Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных). Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них.
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!