О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ "О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
ЖУРАК АЛЕНА ГРУППА 211 ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. * вводятся в действие с 1 сентября 2011 года. Санитарные правила устанавливают требования к:- размещению ОУ;-
Готовность ОУ к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
СанПин С 1 сентября 2011г.. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Особенности инфраструктуры Новой школы и существующие нормы СанПиНа С 1 сентября 2011 года вступят в силу новые санитарно- эпидемиологические требования.
Новый САнПиН СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. 26 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая.
СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях вступили в силу с 1 сентября 2011 года.
" Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях " Выполнили: студентки преподавания начальных.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального.
Организация образовательного процесса в 1-х классах Краснодар 2012 г. Министерство образования и науки Краснодарского края.
ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ МО учителей информатики от
Организация адаптационного периода в 1-х классах (методические рекомендации)
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области «О санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в начальной школе» Свечникова.
Транксрипт:

О внесении изменений в Сан ПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Вера Васильевна Бондаренко Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области

Принято постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года 81 «О внесении изменений 3 в Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Изменения 3 в Сан ПиН зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 2015 г , опубликованы - на официальном интернет - портале правовой информации , - в «Российской газете» от Вступили в действие с

Приложение. Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН I. Общие положения и область применения - режиму образовательного процесса;- режиму образовательной деятельности; 1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. (в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 72)N 2 Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня. Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях. первая ступень - начальное общее образование (далее - I ступень образования); вторая ступень - основное общее образование (далее - II ступень образования); третья ступень - среднее (полное) общее образование (далее - III ступень образования). Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 3

Приложение. Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН II. Требования к размещению общеобразовательных организаций - в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,4 км; - в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования - не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования - не более 0,5 км. - в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования - не более 0,3 км, для обучающихся среднего общего образования - не более 0,4 км; (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81)N 3 - в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся начального общего и основного общего образования - не более 0,4 км, для обучающихся среднего общего образования - не более 0,5 км. - во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км; - для обучающихся II и III ступени образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. - во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего образования составляет не более 2,0 км; (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81)N 3 - для обучающихся основного общего и среднего общего образования - не более 4,0 км, в I климатической зоне - 1,5 и 3 км соответственно. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 4

III. Требования к территории общеобразовательных организаций - На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых общеобразовательных организаций предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды Исключен. - Изменения N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81. Изменения N 3 IV. Требования к зданию При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащают вешалками для одежды и ячейками для обуви При проектировании, строительстве и реконструкции здания общеобразовательной организации гардеробы необходимо размещать на 1 этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать ростов-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 5

4.8. Для обучающихся II - III ступени образования допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе Для обучающихся основного общего - среднего общего образования допускается организация образовательной деятельности по классно-кабинетной системе Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, из расчета: 4.9. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета: При размещении спортивного зала, на 2-м этаже и выше, должны быть выполнены звуко- и виброизолирующие мероприятия. При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами. В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м 2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами. Допускается использование одноразовых сидений на унитаз. Для обучающихся основного общего и среднего общего образования во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3,0 м 2. Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 6

4.26. Во вновь строящихся зданиях образовательных учреждений на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом Во вновь строящихся зданиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность на каждом этаже предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. В ранее построенных зданиях общеобразовательных организаций выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся - не менее 3,6 м Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена. V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразова- тельных организаций 5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять °. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на см - 2-го и 3-го номеров и на см у парт 4-го номера Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять °. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на см - 2-го и 3-го номеров и на см у парт 4-го номера. 7

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразователь- ных организаций. Таблица 1. Размеры мебели и ее маркировка Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать мин., а для обучающихся II - III ступени образования - 15 минут. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать мин., а для обучающихся основного общего - среднего общего образования - 15 минут. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования. Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся основного общего - среднего общего образования и не менее 45 градусов для обучающихся начального общего образования Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или темно- коричневый цвет и антибликовое покрытие цвет и антибликовое покрытие. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 8

5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование При проектировании малокомплектных общеобразовательных организаций, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания. При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 м 2 каждая В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды. Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 9

Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях. Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации. Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от N 45, зарегистрированным Минюстом России , регистрационный N 12085).Сан ПиН Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность. Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 м 2, процедурного - не менее 12 м 2. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 10

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Помещения должны иметь естественное освещение. Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся. VI. Требования к воздушно-тепловому режиму 6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала °C, душевых - 25 °C Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала °C, душевых °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять °C, душевых - 25 °C. VIII. Требования к водоснабжению и канализации Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 11

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных организациях. Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях В неканализованных сельских районах здания общеобразовательных организаций оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства локальных очистных сооружений В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов. X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности образовательного процессаобразовательной деятельности (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственногоN 3 санитарного врача РФ от N 81) Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 12

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.(в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81)N 3 При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольной организации, осуществляющей образовательную деятельность или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 13

X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности Таблица 3. Гигиенические требования к максимальному обще- му объему недельной образовательной нагрузки обучающихся Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся Ред. от , недействующая Ред. от , действующая Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) при 6-дневной неделе, не болеепри 5-дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более Примечание: Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. 14

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий. Организация профильного обучения в классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: (в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 72)N 2 - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; - для обучающихся классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: (в ред. Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 72, Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81)N 2N 3 - для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков; (в ред. Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от N 81)N 3 - для обучающихся классов - не более 5 уроков; Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 15

10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).приложение При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно- математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать: - для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; - для обучающихся классов - не более 7 уроков; - для обучающихся классов - не более 8 уроков Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил) При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно- математического профиля чередовать с гуманитарнымиприложение 3 В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне). Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 16

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; - для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый). - рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;. - обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий; - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров). В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию: - полдника и прогулок для всех учащихся; - полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования. Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 17

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов- комплектов должна соответствовать таблице 4. При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4. X. Гигиенические требования к режиму образовательной деят-сти Таблица 4. Наполняемость классов-комплектов Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико- психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно- коммуникационных технологий, наглядных пособий. Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательной деятельности обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико- психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно- коммуникационных технологий, наглядных пособий. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5. Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5. Таблица 5. Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 18

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся х классов - не более 20 минут, для учащихся классов - не более 25 минут, для учащихся классов - не более 30 минут, для учащихся классов - 35 минут. Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в классах не должна превышать 5 минут, в классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в классах составляет не более 25 минут, классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков %, физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет: Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательной деятельности может обеспечиваться за счет: Ред. от , недействующая Ред. от , действующая 19

XI. Требования к организации медицинского обслуживания обучающихся и прохождению медицинских осмотров работниками общеобразовательных организаций Педагогические работники общеобразовательных организаций при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года. Приложение 3. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках. Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2, 3, 4 уроках. Приложение 4. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультур- ных минуток (ФМ) ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма: Комплекс упражнений ФМ для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма: Приложение 6. Рекомендации к организации и режиму работы групп продленного дня Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательной организации с до часов. Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса либо параллельных классов. Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательной деятельностью, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательной организации с до часов. 20

Единая правоприменительная практика направлена и способствует - обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; - минимизации риска возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных учебно-образовательной средой; - модернизации уже существующей инфраструктуры общего образования; - повышению доступности и качества общего образования; - решению задачи увеличения учебных площадей за счет эффективного использования имеющихся помещений, возможности их трансформации, позволяющей использовать помещения для разных видов деятельности, проведения реконструкции и ремонтных работ, строительства новых зданий школ с использованием типовых проектов, предусматривающих соответствие архитектурных решений современным требованиям к организации образовательного процесса. 21

Единообразная правоприменительная практика при осуществлении федерального государственного надзора и её разъяснения: - санитарными правилами Сан ПиН не предусматривается внесение изменений в состав помещений, в их архитектурно- планировочные решения, в проектные мощности зданий общеобразовательных организаций, уже построенных и эксплуатируемых по ранее разработанным проектам с учетом заданий на проектирование; - при применении п , устанавливающего ориентацию окон учебных помещений на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта, ориентацию окон кабинетов черчения, рисования, помещений кухни на северные стороны горизонта, а кабинетов информатики-на север, северо-восток необходимо учитывать, что возможно проектирование зданий общеобразовательных организаций на юго-западные и северо-западные стороны горизонты; - при применении п. 3.7, устанавливающего требование к оборудованию в хозяйственной зоне площадки для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания, следует исходить из того, что допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией общеобразовательной организации хозяйственных площадках жилой застройки. 22

Спасибо за внимание!