Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Задачи работы Преодоление отклонений речевого развития детей (формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности; Восполнение пробелов в знаниях программного материала по русскому языку, обусловленных отставанием в развитии устной речи учащихся; Формирование речевых функций и психологических предпосылок к овладению учебной деятельности.
Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.
Подобрать слова, где заданный звук был на первом, втором, третьем месте. (например, звук «К» был бы на 1, на 2, на 3 месте : кот, окно, ток). Выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков или записать их. Выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске: К О Ш К А Каша окна шуба коза аист Разгадать ребус. Из названий изображённых предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово. Какой звук выпал из слова: КРОТ – КОТ, ЛАМПА – ЛАПА и др.
1. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
Выделение звука на фоне слога. Формировать умения определять наличие звука в слове. Определение места звука в слове. Выделение слова с заданным звуком из предложения.
2. Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Дифференциация изолированных звуков. Выделите начальные звуки из слов. Бочка - Почка Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков.
Дифференциация звуков в слогах. Повторение слогов со звуками, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. Придумать слоги с заданными звуками. Преобразовать слоги заменяя звук «З» звуком «С» и наоборот, например, ЗА – СА, ЗО-.. Поднять соответствующую букву После произнесения слогов. Диктанты слогов со звуками.
Дифференциация звуков в словах. Определить, какой звук в словах. Отгадать загадку, уточнить какой звук в слове и определить его место. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (ВОЛК). Подобрать слова со звуком: в начале, в середине, в конце слова. Разложить картинки со звуками под соответствующими буквами. Записать слова в два столбика. Определить значение слов бочка, почка. Сравнить звучание этих слов и найти, в чём их различие. Соедини схемы слов и картинки.
Игра «Кто куда спрятался?
Игра «Из двух слов – третье»
Дифференциация звуков в предложениях. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуками. Назвать слова, определить какой это звук и его место в слове. Повторить предложения со словами, включающими звуки. Назвать слова с нужными звуками. Закончить предложения, выбирая нужные по смыслу слова. В магазине продаётся красивая ……(сова, софа) ….. – ночная птица. Вставить в предложения пропущенные буквы. Солнце сильно.реет. Шумно бе. ут речей. и. Составь из слов предложение. Запиши его. Подчеркни буквы. Катя, грибы, собирала, ягоды, и. Выборочный диктант. Прочитай предложения. Правильно ли они составлены? Исправь их. Запиши правильно. Паутина плетёт паука. Ботинки поставили Петю под стол.
Дифференциация звуков в связной речи. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки. Вставить в текст пропущенные буквы. Записать рассказ, заменяя каждую картинку словом с буквой з или с. Диктанты текстов со словами, включающими звуки. (зрительные, слуховые, проверочные, творческие)
Таким образом, письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико- фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слова, ошибок в словообразовании, бедности синтаксических построений в письменной речи школьников. Специфические ошибки, т.е. ошибки не связанные с применением грамматических правил при отсутствии логопедического воздействия сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Из этого вытекает важность раннего выявления и коррекции дисграфии.