Выполнила: ученица 3 Б класса МБОУ Гимназия 5 Г. Брянска Лосева Екатерина Кл.руководитель: Мамонова Т.А. Значение школьной парты в сохранении здоровья школьника
Актуальность За последние 2 года в нашей гимназии в начальной школе на 16% увеличилось число заболеваний, связанных с глазной патологией, на 46 % - заболеваний сердечно- сосудистой системы и костно- мышечной, на 17 % уменьшилось число детей без патологии. Каждый учащийся проводит в гимназии от 5 до 6 часов в день. Большая часть этого времени проходит, сидя за партой. Исходя из этого, я поставила для себя цель.
Цель: узнать о влиянии школьной парты на сохранение здоровья школьников. Задачи: - изучить историю школьной парты; - - изучить требования, предъявляемые к школьной парте; - провести анкетирование учащихся нашей гимназии; - изучить влияние школьной парты на формирование здоровья школьников; - дать рекомендации родителям и учащимся по правильному выбору школьной парты. Проектный продукт: - «Рекомендации для родителей и учащихся по выбору школьной парты для сохранения здоровья»
Источники информации: - медицинский работник гимназии; - статьи сети Интернет; - городская библиотека им. П. Л. Проскурина.
Парта это вид школьной мебели. Парта - "стоящая в стороне". По-немецки звучит как "апарт". Первый, кто занялся проблемой школьной мебели, был учёный, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Фёдор Фёдорович Эрисман. Создатель первой парты
Петр Феоктистович Коротков В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) они предложил конструкцию новой для своего времени школьной парты. Парты Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места.Поэтому в большинстве школ XX века использовались парты на двоих. Именно такой вариант предложил в конце XIX столетия бывший петербургский студент Петр Феоктистович Коротков. Его проект школьной парты был удостоен в 1887 году серебряной медали на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке. Коротков получил за парту диплом и патент на ее изготовление.
Школьная парта Эрисмана-Короткова Предложенная Эрисманом и усовершенствованная ( точнее, изобретенная заново ) Коротковым, школьная парта – это : - конструкция из дубовых досок, в которой школьный стол был прочно соединен со скамейкой ; - наклонная крышка парты откидывалась ; - под столом была подставка для ног ; - скамейка располагалась на уровне поясницы, что помогало поддерживать спину ровно. Парты выпускались в четырех типоразмерах. Со временем парты дополнили отверстиями для чернильниц и подставками для книг. Все детали парты не имели острых ребер и углов.
Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ. Но вот в е годы решили « усовершенствовать » школьную мебель : ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра II! Потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Сидя за такими столами, часто слышим от родителей и учителей « сиди прямо », « не сутулься »,« глаза сломаешь », ну, и так далее. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом, с прямой столешницей, не согнувшись. Поэтому 50% современных школьников имеют плохую осанку и зрение. Современные парты
Организация рабочего места Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий: письменный стол, стул, книжный шкаф или полку дома и подходящую его росту парту в классе. Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться. К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.
Подбор мебели Учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Только в этом случае каждому ученику можно обеспечить рабочее место, соответствующее его росту. Подбор мебели осуществляется согласно санитарно- гигиеническим требованиям, предъявляемым к школьной парте и стулу. Рост школьника, см Высота стула, см Высота стола, см Разница высоты стула и стола
АНКЕТА 1.Имя____________________ 2. Если знаешь, укажи свой рост в см _______________ 3. Считаешь ли ты удобными школьные парты? ДА НЕТ 4. Считаешь ли ты, что правильно сидишь за партой? ДА НЕТ 5. Испытываешь ли ты в конце учебного дня усталость или боль в спине? ДА НЕТ 6. Твои одноклассники рассажены в соответствии с рекомендациями врача? ДА НЕТ 7. Считаешь ли ты, что твоя парта соответствует твоему росту? ДА НЕТ 8. Есть ли в школе классы, где стоят другие парты? ДА НЕТ 9.Какой, по твоему мнению, должна быть парта в школе? Анкетирование Рабочей группой было проведено анкетирование учащихся 3, 7,10 и 11 классов, в количестве 53 человек. Было предложено ответить на вопросы данной анкеты.
Считаешь ли ты удобными школьные парты? (да) Считаешь ли ты, что правильно сидишь за партой? (да)
Испытываешь ли ты в конце рабочего дня усталость или боль в спине?(да) Считаешь ли ты, что парта соответствует твоему росту?(да)
Какой, по твоему мнению должна быть парта в школе? - удобной; - деревянной; - соответствовать росту; - более широкой; - с наклоном; - сочленённой- для сидения и стояния; -с ящиком для учебных принадлежностей; - крепкой; - с полочкой для ног; с крючком для портфеля; - с розеткой для зарядки телефона; - стул должен быть мягким.
Изучение мебели в гимназии Изучение мебели в гимназии показало, что в классах начальной школы присутствуют парты двух- трех ростовых групп. В среднем и старшем звене большинство кабинетов оснащены мебелью одной ростовой группы.
Выводы Проведенные исследования, анкетирование показали, что более 30% учащихся среднего и старшего звена считают мебель неудобной, а парты и стулья не соответствующими росту учащихся.
Рекомендации 1. Классным руководителям производить посадку не по желанию учащихся, а по медицинским показаниям, проводить две динамические паузы, направленные на снятие напряжения с позвоночника и глаз. 2. Директору школы покупать мебель разных ростовых групп и расставлять ее в классы по 2-3 группам роста, а лучше покупать мебель с регулируемой высотой. 3. Родителям следить за выполнением Указа Президента 761 от г. о сохранении здоровья обучающихся. «Рекомендациями для родителей и учащихся по выбору школьной парты для сохранения здоровья» 4. Познакомиться с «Рекомендациями для родителей и учащихся по выбору школьной парты для сохранения здоровья»
Памятник школьной парте Первый памятник школьной парте установили в Польше, в Варшаве. А теперь и в России есть памятник школьной парте. Его установили накануне начала нового учебного года в Воронежской области, во дворе школы в Подгоренском районе. Памятник состоит из двух частей - самой школьной парты, за которой все желающие могут посидеть, и отдельной скамьи с лежащими на ней портфелем, кедами и мячом.
Существует множество проектов самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, с клавиатурой и дисплеем. То, что напишет ученик за такой партой, может без труда проявиться на классной доске или за столом учителя. Будем надеяться, что нам еще предстоит посидеть за такими чудо- партами. Ведь время и ученые работают на нас! Современные проекты
А вот такая парта есть у меня!
Источники Интернет-ресурсы. http :// www. historymed. ru mail. ru mail. ru http :// www. estet - mebel. ru / index. php ? categoryid =3& category =2 http :// www. furmagazine. ru / magazine. html http :// www. detmeb. ru / http :// shkola - mebel. info / index. html http :// www. referats. net / http :// www. int - edu. ru / index. php ? m 2=23& m 1=0& ms =1 http :// levvol. ru / index. php Литература. 1. Особенности физиологии детей: уч. пособие под редакцией проф. В.М. Смирнова. М.: 1993 г.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!