Управление человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях (итоги российской части международного исследования практик управления человеческими ресурсами CRANET в 2014 – 2015 гг.) В.И. Кабалина, О.И. Зеленова, К.В. Решетникова НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва, я ежегодная научная международная конференция факультета бизнеса и менеджмента «Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования» Москва, ноября 2015 г.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Международное исследование практик УЧР CRANET фото Сравнительное международное исследование практик управления человеческими ресурсами CRANET (Cranfield Network on Comparative Human Resource Management) проводится исследовательской сетью, координируемой Крэнфилдской школой менеджмента (Великобритания), с 1989 г. CRANET считается самым полным и представительным независимым обзором практик и технологий управления человеческими ресурсами в мире Основное внимание в исследовании уделяется сбору объективных данных об основных практиках работы с персоналом, остающихся за границами официальной статистики Открытость исследования для его участников из других стран Охватывает около 40 стран, включая Россию
Цель и задачи российской части исследования Цель – охарактеризовать современные практики работы с персоналом в российских компаниях в сопоставлении с другими странами Задачи: Провести опрос руководителей кадровых служб российских компаний с использованием методологии CRANET Survey on Comparative Human Resource Management Включить полученные данные в общую базу CRANET Проанализировать распространенность в России исследуемых основных практик УЧР Провести сравнительный анализ современных практик УЧР по группам стран (emerging markets, CEEC, developed and developing countries)
Этапы реализации исследовательского проекта Участие в подготовке анкеты CRANET 2014, освоение методики сбора данных ( ) Двойной перевод анкеты CRANET и его согласование с Координационным центром CRANET(Великобритания) (январь-май 2014) Пилотаж и подготовка финального варианта анкеты с учетом его результатов, макета для ввода данных (июнь-август 2014) Проведение анкетного опроса руководителей кадровых служб (сентябрь апрель 2015) Ввод и чистка данных (май-июнь 2015) Предоставление российских данных для включения в единую базу CRANET Survey on Comparative HRM (сентябрь 2015) Анализ результатов российской части исследования (текущий этап) Проведение межстранового сравнения (в перспективе)
Высшая школа экономики, Москва, 2014 Структура анкеты фото Блок 1 Деятельность по управлению персоналом в организации (11 вопросов) Блок 2 Практики обеспечения персоналом (6 вопросов) Блок 3 Развитие персонала (8 вопросов) Блок 4 Компенсации и льготы (3 вопроса) Блок 5 Трудовые отношения и коммуникации (7 вопросов) Блок 6 Информация об организации (17 вопросов) и респонденте (6 вопросов) Общее количество вопросов анкеты – 58
Сбор данных Начало опроса в октябре 2014 Запуск анкеты в формате он-лайн (SurveyMonkey) Возврат анкет – 1 % Изменение тактики проведения опроса – целевая рассылка анкет по электронной почте (в т.ч. по базам РСПП, консалтинговых компаний –партнеров) Собрана 131 анкета с охватом работающих в опрошенных компаниях чел.
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Компании – объекты исследования: структура выборки по размеру фото Тип предприятия по размеру Группы по численности персонала, чел.Число компаний Доля в выборке Малые предприятия % Средние предприятия % Крупные предприятия % % Особо крупные предприятия Свыше % ВСЕГО %
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Компании – объекты исследования фото
Высшая школа экономики, Москва, 2015 Структура выборки по стране расположения штаб-квартиры фото Страна Число компаний Belgium1 Finland1 Germany1 Netherland2 Poland1 Russia112 Switzerland1 UK3 USA4 ВСЕГО131
Высшая школа экономики, Москва, 2015 География деятельности компаний фото
Регулирование численности и обеспечение персоналом Динамика численности персонала за последние 3 года Каналы и методы привлечения по категориям персонала Методы отбора по категориям персонала Методы регулирования численности и сокращения издержек по категориям персонала Гибкие формы использования рабочего времени и рабочего места
Как изменилась списочная численность работников Вашей организации за последние три года?
Каналы и методы привлечения персонала
Методы отбора по категориям персонала
Методы регулирования численности и сокращения издержек
Гибкие формы использования рабочего времени и рабочего места
Формы стимулирования персонала Формы вознаграждения по категориям персонала Дополнительные социальные льготы
Формы вознаграждения по категориям персонала
Дополнительные социальные льготы
Развитие и оценка персонала Степень использования различных методов управления карьерой – развития персонала Объем расходов на обучение Оценка потребности в обучении и эффективности обучения персонала Показатели оценки эффективности обучения Формализованная оценка персонала и использование ее результатов
Степень использования различных методов управления карьерой – развития персонала
Методы развития персонала Используются в меньшей степени Используются в средней степени Используются в большей степени Максимально используются Специальные задания 11%34%20%13% Проекты, стимулирующие обучение 13%32%18% Обучение на рабочем месте 3%21%25%48% Участие в работе проектных команд 8%23%29%18% Формализованные схемы нетворкинга – общения с коллегами 18%19%10%14% Формализованные планы карьерного развития 12%28%14%16% Центры развития 12%19%13%10% Планирование преемственности / замещения 6%23%26%30% Плановые ротации 14%24%18%19% Программы кадрового резерва/ развития талантов 10%14%26%38% Международные назначения (опыт работы за рубежом)8%11%5% Коучинг 14%20%11%5% Наставничество (менторинг)6%25%28%35% Дистанционное (он-лайн) обучение 15%25%14%17%
Объем расходов на обучение
Оценка потребности в обучении и эффективности обучения персонала
Показатели оценки эффективности обучения
Формализованная оценка персонала Наличие системы формализованной оценки персонала Использование результатов оценки для принятия решений по УЧР
Трудовые отношения и коммуникации Членство работников в профсоюзах Степень использования различных каналов коммуникаций службой персонала и работниками Каналы обратной связи Информирование персонала по категориям
Какова доля членов профсоюза в общей численности работников организации?
Каналы коммуникации для информирования сотрудников
Каналы коммуникации для получения обратной связи
Соотношение каналов информирования работников и обратной связи
О чем организация информирует работников