Герела Т.А.,преподаватель высшей категории 1 Рынок труда
2 Труд избавляет человека от трех главных зол - скуки, порока и нужды. Вольтер Вольтер Неусыпный труд- препятствия преодолевает (Михаил Ломоносов)
3 Рынок труда Рынок труда –система отношений между работодателями и работниками, которая регулируется соотношением спроса на рабочую силу и ее предложения. Характеризуется количеством специалистов, количеством рабочих мест и уровнем заработной платы. Компоненты рынка труда 1. работник - это человек, обладающий соответствующей профессиональной квалификацией, возможностями и желанием трудиться и «продавать» свой труд работодателю за соответствующее вознаграждение; 2. работодатель - это организация или человек, имеющие финансовые, юридические или иные возможности приобрести труд работника и делающие это и взаимоотношения между ними. Рынок труда
4 Основные характеристики предложение рабочей силы спрос на рабочую силу
5 Спрос СПРОС – отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе. Этот объем представлен на рынке и обеспечен средствами производства Спрос Число рабочих мест Структура рабочих мест Объем жизненных средств
6 Предложение рабочей силы Предложение рабочей силы Трудоспособное население Население, способное к труду Нуждающиеся в труде В каждый момент времени предложение измеряется численностью экономически активного населения (занятых, безработных).
7 Конъюнктура рынка труда Конъюнктура отражает неравное положение разных групп населения, выступающих на рынке в качестве продавцов своих способностей к труду. Это соотношение спроса и предложения Конъюнктура рабочей силы Предложение Спрос Экономическая ситуация Социально- экономическая ситуация
8 Виды современного рынка труда Открытый рынок труда Регулируемый рынок труда Организованный рынок труда Внешний рынок труда Внутренний рынок труда Демографический рынок труда Профессиональный рынок труда Гибкий рынок труда
9 Функции рынка труда Организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы Установление равновесия ставок заработной платы Обеспечение конкурентной среды внутри каждых субъектов рынка Способствование занятости населения Осуществление соц. поддержки безработных Функции рынка
10 Трудовые ресурсы Трудовые ресурсы – это часть населения страны, которая по возрасту и состоянию здоровья фактически работает или способна к трудовой деятельности. Таким образом, в состав трудовых ресурсов включают: Фактически работающих подростков Трудоспособное население в трудоспособном возрасте Фактически работающих пенсионеров
11 Безработица - временная незанятость экономически активного населения фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую; структурная, связанная с изменениями в технологиях и изменением рынков товаров и услуг; сезонная, связанная с колебаниями объемов производства в различные периоды года; циклическая, связанная –с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся; скрытая, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо па сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или неполный рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска.
12 Безработные – это трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Биржа труда – это учреждение, регистрирующее безработных с целью поиска для них рабочих мест. Пособие по безработице – это денежная помощь государства безработным, зарегистрированным на бирже труда.
13 Проблемы рынка труда Глобализация мировой экономики Прогнозируемая нехватка рабочей силы(демография) Несоответствие образовательных услуг потребностям рынка труда Недостаточное обеспечение экономики конкурентоспособными мобильными трудовыми ресурсами Увеличение работающих в сфере обслуживания
14 Рыночная инфраструктура в сфере труда Совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть: Государственных центров занятости; Негосударственных посредников на рынке труда (рекрутинговых фирм); Профессиональных учебных заведений.
15 Все компоненты рынка труда в совокупности призваны обеспечивать: Сбалансированность спроса и предложения рабочей силы; Реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности; Определенную социальную защиту.
16 Профессиональная деятельность
17 Профориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Включает пропаганду наиболее нужных обществу профессий, индивидуальные консультации, информацию об учебных заведениях, которые действуют в определенном регионе.
18 Профессия - (от латинского слова professio - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессиональный отбор - установление соответствия психофизиологических особенностей человека, его подготовленности и навыков требованиям, предъявляемым спецификой избранной трудовой деятельности. Профессиональные требования - условия в организации, которые создаются в целях оптимального проявления каждым специалистом своих профессиональных качеств.
19 Специальность - это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение соответствующего класса профессиональных задач, возможность определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. Профессиональные качества – способности и навыки выполнения работы специалистом по своей специальности (профессии).
20 Специалист – работник, выполняющий определенную работу в организации, согласно, установленных должностных обязанностей, обладающий определенной квалификацией труда на основе своих знаний, состоящих из образования и приобретенного опыта работы. Квалификация - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.
21 Вакансия (от лат. vacans - пустующий) – это наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник. Должность – это служебное положение, место в организации и связанные с ним служебные обязанности. Должность может быть: - вакантная - свободная, предусмотренная для заполнения, - выборная, которая может быть занята по конкурсу или путем выборов, - штатная, предусмотренная штатным расписанием организации.
22 Внедрение профессиональных стандартов в сфере образования
23 Что такое ПС? В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой: Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Порядок разработки, утверждения и применения проф стандартов устанавливается Правительством РФ.
Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. III. Порядок применения ПС Постановление Правительства РФ от N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов"
25 Цель применения ПС Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; Обеспечить необходимую осведомлённость педагога о предъявляемых к нему требованиях.
26 Структура ПС Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов: I. Общие сведения. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). III. Характеристика обобщенных трудовых функций. IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
27 1 группа Какие профессии являются наиболее востребованными на рынке труда Красноярского края и почему? Какие профессии пользуются наименьшим спросом на рынке труда и почему? Сколько в среднем получают специалисты вашей профессии? 2 группа Каковы возможности трудоустройства? Какой уровень образования требуют работодатели от специалистов вашей профессии? Какую заработную плату предлагают работодатели специалистам вашей профессии?