Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого Работу выполнила: студент 1 курса КФУ ИФМиБ группы Низамова А.Р.
Автобиография Лев Николаевич Толстой (1828– 1910) – гениальный писатель, философ, педагог-теоретик и учитель – оказал огромное влияние на отечественную и зарубежную философско- педагоги-ческую мысль. Он предложил новое философско- педагогическое решение образовательных проблем как феномена культуры, детства как особого мира, доказал неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний и формировании мировоззрения.
Л.Н. Толстому принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания. Л.Н. Толстой создал свою теорию гуманистического воспитания, стержнем которой является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни
Яснополянская Школа Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкой педагогией.. Всё в преподавании должно быть индивидуально и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.
Яснополянская школа и свободное воспитание Свободное воспитание, по Л.Н. Толстому, включает в себя два аспекта. Первый аспект – свобода в организации школ. Л.Н. Толстой считал, что надо дать народу возможность организовать народное просвещение так, как этого хочет народ. Второй аспект – свобода как педагогический принцип. Здесь Л.Н. Толстой основывается на своих взглядах об изначально заложенных в ребенке качествах личности. Свободное воспитание представлялось ему как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, – при осторожной помощи педагога.
Цель воспитания и образования, по Л.Н. Толстому, – способствовать развитию наибольшей гармонии качеств, которые ребенок несет в себе. Некоторые современники Л.Н. Толстого в новой школе видели только такую свободу, лишь в этом усматривали организацию свободного воспитания. Но сам Л.Н. Толстой рассматривал эти проявления как частности, обусловленные конкретной школой, конкретными учащимися, конкретными взаимоотношениями учителя с учениками.
Л.Н. Толстой был убежден, что свобода ученика, по существу, является результатом педагогических усилий, при которых создаются условия к проявлению всех творческих сил и способностей ученика. Трактовка Л.Н. Толстого теории свободного воспитания, по сравнению с Руссо, была более прогрессивной, жизненной и педагогически ценной.
По мнению Льва Николаевича, в реализации теории свободного воспитания главное – не конкретные рецепты; необходимы правильные взаимоотношения учителя с учениками. Это не означает, что Л.Н. Толстой не признавал методов обучения или специальных воспитательных приемов. Нет, Лев Николаевич стремился, в первую очередь, к тому, чтобы методы и приемы не заслонили главного – личности ребенка.
В июне 1861 г. сенат утвердил Л.Н. Толстого в должности мирового посредника 4-го участка Крапивенского уезда. Теперь Л.Н. Толстой заботится не только о работе Яснополянской школы, по его инициативе в уезде было открыто свыше 20 школ для крестьянских детей. Учителями в них обычно работали студенты, которыми Лев Николаевич был очень доволен. Л.Н. Толстой получает разрешение на издательство педагогического журнала «Ясная Поляна».