НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ТРАНСПОРТНИКОВ Выступление Президента НААТ Давыдова Г.Е. На заседании Экспертного совета ФАС по железнодорожному транспорту Разработка нормативно-правовых условий развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения
Задачи совершенствования правовых и тарифных условий деятельности участников сегмента регулярного грузового движения рынка перевозок 1) Дать определение услуги «перевозка грузов, контейнеров поездами регулярного обращения (контейнерными, грузовыми) по определенному маршруту». Включить эту услугу в акты законодательства в качестве одной из возможных услуг, оказываемых перевозчиками грузов железнодорожного транспорта общего пользования. 2) Включить в акты законодательства положения, конкретизирующие условия доступа заинтересованных хозяйствующих субъектов (участников рынка) в сегмент регулярного грузового движения для ведения предпринимательской деятельности в качестве организаторов контейнерных поездов, перевозчиков, и обеспечивающие этот доступ. 3) Включить в акты законодательства положения, устанавливающие порядок технологического и коммерческого взаимодействия участников рынка, обеспечивающих перевозки грузов, контейнеров регулярными грузовыми, контейнерными поездами: организаторов КП, ГП, перевозчиков, владельцев инфраструктуры. Включить в акты законодательства положения, обеспечивающие осуществление перевозок силами двух перевозчиков: договорного перевозчика, выполняющего часть начально-конечных операций, в том числе, прием груза к перевозке и оформление перевозочных документов, и фактического (технологического) перевозчика, владельца инфраструктуры, выполняющего свою часть операций по перевозке груза. 4) Включить в акты законодательства положения, раскрывающие порядок дерегулирования тарифов на перевозки грузов в сегменте регулярного грузового движения по мере перехода его от естественно-монопольного состояния к конкурентному. Включить в акты законодательства возможность котирования нерегулируемых сквозных ставок провозной платы при осуществлении перевозок грузов, контейнеров поездами регулярного обращения, отправляемых с мест необщего пользования и проследующих железнодорожную станцию отравления (станцию примыкания) без переформирования состава поезда и смены локомотива. 5) Принять нормативные правовые акты о создании в сегменте регулярного грузового движения институтов коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. В том числе, о формировании адекватных форм оборота этих услуг на базе проведения организованных торгов этими услугами.
Технологические взаимодействия Организаторов контейнерных поездов при работе по схеме ОКП-1 Функции, связанные с организацией перевозок КП Группы операций, связанных с организацией перевозок КП Технические и технологические условия выполнения отдельных операций, связанных с организацией перевозок КП Организации (субъекты технологических взаимодействий), оказывающие услуги при перевозках грузов в КП Экспедиторские Операции 1, 2, 3Самостоятельно Операции 5, 8, 12, 16 При отсутствии собственного подъемно- транспортного оборудования На местах общего пользования станции примыкания – ДЗО ОАО «РЖД» На ЖДНОП – привлеченный экспедитор При наличии собственного подъемно-транспортного оборудования Самостоятельно Операторские Операции 4, 17 При отсутствии собственного диспетчерского аппарата Перевозчик (ОАО «РЖД») При наличии собственного диспетчерского аппарата Самостоятельно Операция 18Пункты технического осмотра на линии отсутствует Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД») Операция 19Собственных вагоноремонтных мощностей нет Вагоноремонтные компании, заводы-изготовители вагонов Операции на ЖДНОПОперации 7, 9, 15 При отсутствии собственных ЖДНОП При отсутствии собственных маневровых локомотивов Владелец ЖДНОП (при наличии у него маневрового локомотива) Перевозчик (ОАО «РЖД») (при отсутствии маневрового локомотива у владельца ЖДНОП) Операции на ЖДНОПОперации 7, 9, 15 При отсутствии собственных ЖДНОП При наличии собственных маневровых локомотивов Самостоятельно при отсутствии локомотива у владельца ЖДНОП При наличии собственных ЖДНОП При отсутствии собственных маневровых локомотивов Перевозчик (ОАО «РЖД») При наличии собственных маневровых локомотивов Самостоятельно Начально-конечные операции по перевозке Операции 6, 10, 11, 13, 14 Необходимого персонала и оборудования не имеется Перевозчик (ОАО «РЖД»)
Технологические взаимодействия Организаторов контейнерных поездов при их работе по схеме ОКП-2 Функции, связанные с организацией перевозок КП Группы операций, связанных с организацией перевозок КП Технические и технологические условия выполнения отдельных операций, связанных с организацией перевозок КП Организации (субъекты технологических взаимодействий), оказывающие услуги при перевозках грузов в КП Экспедиторские Операции 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16 Подъемно-транспортное оборудование имеется Самостоятельно Операторские Операции 4, 17Диспетчерский аппарат имеется Самостоятельно Операция 18 Пункты технического обслуживания на линии отсутствует Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД») Операция 19 Вагоноремонтные мощности имеются Самостоятельно Собственных вагоноремонтных мощностей нет Вагоноремонтные компании, заводы- изготовители вагонов Операции на ЖДНОП Операции 7, 9, 15 Собственные ЖДНОП имеются Собственные маневровые локомотивы имеются Самостоятельно Начально-конечные операции по перевозке Операция 5 (обработка контейнеров на терминале) Собственное подъемно-транспортное оборудование имеется Самостоятельно Операция 6 (Подача заявок начальнику станции на подборку вагонов, техническое обслуживание вагонов и подготовка их к погрузке) Собственный пункт технического обслуживания вагонов на ЖДНОП имеется Самостоятельно Начально- конечные операции по перевозке Операция 10 (маневровая работа по формированию КП на ЖДНОП) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Самостоятельно Операция 11 (прием к отправлению и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов) Филиал товарной конторы на ЖДНОП имеется. Выставочные (приемо-отправочные) пути могут быть определены на ЖДНОП Самостоятельно Операция 13 (маневровая работа по получению груженых и порожних КП на ЖДНОП и их расформирование. Выполнение приемо-сдаточных операций) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Выставочные (приемо-отправочные) пути могут быть определены на ЖДНОП Самостоятельно Операция 7 (прием вагонов со станции, подача вагонов на пути терминала, расстановка вагонов по фронтам терминала (под группировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) на определенные грузовые фронты и подготовка их к подаче) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Самостоятельно
Технологические взаимодействия организаторов контейнерных поездов при их работе по схеме ОКП-3 Функции, связанные с организацией перевозок КП Группы операций, связанных с организацией перевозок КП Технические и технологические условия выполнения отдельных операций, связанных с организацией перевозок КП Организации (субъекты технологических взаимодействий), оказывающие услуги при перевозках грузов в КП Экспедиторские Операции 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16Подъемно-транспортное оборудование имеется Самостоятельно Операторские Операции 4, 17Диспетчерский аппарат имеется Самостоятельно Операция 18 Пункты технического обслуживания на линии отсутствует Владелец инфраструктуры (ОАО «РЖД») Собственные пункты технического обслуживания на линии имеются Самостоятельно Операция 19 Вагоноремонтные мощности имеются Самостоятельно Собственных вагоноремонтных мощностей нет Вагоноремонтные компании, заводы- изготовители вагонов Операции на ЖДНОПОперации 7, 9, 15 Собственные ЖДНОП имеются Собственные маневровые локомотивы имеются Самостоятельно Начально-конечные операции по перевозке Операция 5 (обработка контейнеров на терминале) Собственное подъемно-транспортное оборудование имеется Самостоятельно Операция 6 (Подача заявок начальнику станции на подборку вагонов, техническое обслуживание вагонов и подготовка их к погрузке) Собственный пункт технического обслуживания вагонов на ЖДНОП имеется Самостоятельно Начально- конечные операции по перевозке Операция 10 (маневровая работа по формированию КП на ЖДНОП) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Самостоятельно Операция 11 (прием к отправлению и выдача грузов, а также оформление перевозочных документов) Филиал товарной конторы на ЖДНОП имеется. Выставочные (приемо-отправочные) пути могут быть определены на ЖДНОП Самостоятельно Операция 13 (маневровая работа по получению груженых и порожних КП на ЖДНОП и их расформирование. Выполнение приемо-сдаточных операций) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Выставочные (приемо- отправочные) пути могут быть определены на ЖДНОП Самостоятельно Операция 7 (прием вагонов со станции, подача вагонов на пути терминала, расстановка вагонов по фронтам терминала (под группировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) на определенные грузовые фронты и подготовка их к подаче) Собственные ЖДНОП необходимой протяженности имеются. Собственные маневровые локомотивы имеются. Самостоятельно Движенческие операции по перевозке Перевозка состава КП вывозным поездом от станции отправления КП на ближайшую техническую станцию Собственные вывозные локомотивы имеются Самостоятельно
От подачи запроса перевозчиком до подачи заявки гр. (международные) Момент подачи заявок грузоотправителем От подачи заявки грузоотправителем до отправления (международные) Момент согласования перевозки владельцем инфраструктуры От подачи заявки грузоотправителем до отправления (внутрироссийские) Момент отправления поезда и груза (внутренние) От подачи запроса перевозчиком до подачи заявки гр. (международные) Момент отправления поезда и груза (международные) Момент подачи запроса перевозчиком Невозможность синхронизации согласования перевозок владельцем инфраструктуры, перевозчиком и грузоотправителем при действующих положениях ст. 11 УЖДТ и п. 17 Правил оказания услуг инфраструктуры
Критерии отнесения услуг к конкурентной сфере рынка Возможность выполнения услуги несколькими независящими друг от друга организациями железнодорожного транспорта Наличие правил оказания услуги Возможность свободного ценообразования Критерии выделения услуг, пригодных для организованных торгов в «магазине перевозок» Услуга оказывается по оферте исполнителя услуги
Операторы контейнерных поездов регулярного обращения соответствуют функциям перевозчиков по КОТИФ Операторы ускоренных контейнерных поездов соответствуют признакам ПЕРЕВОЗЧИКА, установленным Конвенцией о международных перевозках по железной дороге (The Convention concerning International Carriage by Rail (англ.) Convention relative aux transports internationaux ferroviaires (франц.). Сокращенно - COTIF) : Статья 3. Определения В целях правильного понимания настоящих Правил используются термины: а) «перевозчик» обозначает договорного перевозчика, с которым отправитель заключил договор перевозки на основании настоящих Правил либо последующего перевозчика, который несет ответственность в соответствии с условиями данного договора; б) «последующий перевозчик» обозначает перевозчика, который не заключал договора перевозки с отправителем, но которому перевозчик, предусмотренный в пункте а), доверил полностью или частично осуществить железнодорожную перевозку.
«Витрина» - это собранные на единой информационной площадке оферты перевозчиков РГД длительного действия: - маршруты следования РГ поездов, - состав РГ поездов по видам вагонов и грузовых мест; - пункты остановок РГ поездов для грузовых операций, - тарифы на перевозки по конкретным этапам маршрута следования; - сроки доставки грузов по конкретным этапам маршрута следования; - услуги терминалов в пунктах остановок РГ поездов, включая услуги хранения и накопления грузов, их консолидации, упаковки, маркировки и т.п.; - длительность остановок РГ поездов в пунктах остановок для грузовых операций; - сопутствующие услуги при заказе доставки грузов «от двери до двери». «Прилавок» - это комплекс информационных и платежных сервисов для грузоотправителей, который включает, в том числе, «табло заполнения вагонных и грузовых мест» по РГ поездам различных перевозчиков.
Предложения по формированию нормативно-правовых условий развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения Разработать:Создать: Внести многочисленные уточнения Проект комплексного постановления Правительства РФ с примерным названием «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами». Новый раздел Правил перевозок грузов железнодорожн ым транспортом, - Правила перевозок грузов и контейнеров регулярными грузовыми поездами (ГП и КП). «Секцию» Коммерческой инфраструктуры рынка перевозок грузов в сегменте РГД. Эта секция КИР должна будет, в том числе, подготовить и принять ряд специфических актов саморегулирования рынка типа: - стандартов на услуги по перевозкам КП и ГП, - стандарты функционала для ОКП-1, ОКП-2, ОКП-3 и ОКП-4, - акты, устанавливающие механизмы балансировки законных интересов отдельных категорий участников рынка при распределении ограниченных ресурсов инфраструктуры. В действующие отраслевые нормативные акты: - Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ), - Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом (несколько разделов Правил), - Тарифные руководства 1 и 3.
Основные положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (1 задача) Задачи Акты законодательства Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодоро жным транспортом Тарифные руководства а) Дать определение услуги «перевозка грузов, контейнеров поездами регулярного обращения (контейнерными, грузовыми) по определенному маршруту. Включить эту услугу в акты законодательства в качестве одной из возможных услуг, оказываемых перевозчиками грузов железнодорожного транспорта общего пользования. Дополнить статьи: 2 (определение понятий РГД, КП, ГП, ОКП, ОГП); 3 (Правила перевозок грузов и контейнеров в ГП и КП); 11 (оферта перевозчика РГД и приобретение вагономест и грузовых мест в КП и ГП); 12 (форма публичной оферты и акта выполненных работ для перевозчика РГД); 13 (включение ГП и КП как вида отправок в сегменте РГД); 14 (включение скорости отправок поездов РГД – согласно графику движения ГП и КП); 20 (включение ОГП, ОКП, ответственных за выполнение условий по постановке в КП, ГП вагонов, а также за погрузку вагонов на местах ОП и НОП); 22 – включение ОКП, ОГП, обеспечивающих формирование ГП, КП; Разработать, согласовать и утвердить Постановление Правительства РФ «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами» Разработать, согласовать и утвердить Правила перевозок грузов и контейнеров регулярными грузовыми поездами (ГП и КП). Расширить действующие положения о тарификации перевозок КП, включив в Тарифное руководство 1 пункт, касающийся тарификации перевозок ГП.
Основные положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (1 задача) Задачи Акты законодательства Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодоро жным транспортом Тарифные руководства 25 – оформление и прием накладной ОГП, ОКП; 27 – взвешивание и проверка накладных ОКП и ОГП; 33 – сроки доставки грузов, контейнеров при перевозках РГД определяются по графикам движения ГП, КП; 52 – оказание услуг инфраструктуры для перевозок ГП, КП в соответствии с графиком движения поездов. Приоритетность КП, ГП; Р-л V. – включить услуги перевозок РГД в прямом смешанном сообщении; Р-л VII. – включить нормы от ответственности ОКП, ОГП, грузовладельцев, перевозчиков и владельцев инфраструктуры при осуществлении перевозок ГП и КП. Р-л VIII. – включить нормы о документальном сопровождении перевозок ГП и КП.
Основные положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (2 задача) Задачи Акты законодательства Акты институтов Коммерческой инфраструктуры рынка перевозок грузов ГП и КП (КИР) Устав железнодорож ного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодорож ным транспортом б) Включить в акты законодательства положения, конкретизирующ ие условия доступа заинтересованны х хозяйствующих субъектов (участников рынка) в сегмент регулярного грузового движения для ведения предприниматель ской деятельности в качестве организаторов контейнерных поездов, перевозчиков, и обеспечивающие этот доступ. Дополнить статью 51 (перевозчикам РГД доступ к инфраструктуре предоставляется путем выделения им конкретных ресурсов инфраструктуры, - расписаний движения ГП, КП. Периодичность использования расписания движения ГП, КП устанавливается в договоре между ОКП и владельцем инфраструктуры) а) В Постановлении Правительства РФ «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами» предусмотреть меры по обеспечению доступа на рынок РГД для заинтересованных организаций железнодорожного транспорта. б) В Правилах недискриминационного доступа к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Постановлением Правительства РФ 710 от : - уточнить название и сферу применения Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования с учетом того, что в сегменте перевозок грузов регулярными поездами инфраструктура фактически предоставляется не только перевозчикам общего пользования (ОКП-3, ОКП-4), но и операторам подвижного состава (ОКП-1) и договорным перевозчикам (ОКП-2), которые не осуществляют перевозок своих поездов по не принадлежащей им инфраструктуре, и не заключают соответствующих договоров с владельцем инфраструктуры. - дополнить разделом, посвященным доступу к перевозкам регулярными грузовыми поездами (ГП, КП),; Разработать, согласовать и утвердить Правила перевозок грузов и контейнеров регулярными грузовыми поездами (ГП и КП). Расширить действующие положения о тарификации перевозок КП, включив в Тарифное руководство 1 пункт, касающийся тарификации перевозок ГП.
Основные положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (2 задача) Задачи Акты законодательства Акты институтов Коммерческой инфраструкту ры рынка перевозок грузов ГП и КП (КИР) Устав железнодоро жного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодо рожным транспорто м * владелец инфраструктуры на своем интернет-сайте (портале) предоставляет информацию обо всех маршрутах перевозок грузов регулярными поездами (ГП, КП) с указанием станций отправления и назначения; * составы регулярных грузовых поездов (ГП, КП) могут быть предъявлены для перевозки со всех ЖДНОП, примыкающих к станции отправления ГП, КП, на общих основаниях и на заранее объявленных единых условиях технической подготовки этих поездов; * занятие расписания регулярного грузового поезда определенного маршрута осуществляется путем предоплаты заинтересованными организаторами регулярных поездов (ГП, КП) договорного сбора владельцу инфраструктуры за использование объявленного расписания в конкретный предстоящий день. Поступление оплаты владельцу инфраструктуры за занятие расписания регулярного поезда в конкретный день имеет для владельца инфраструктуры значение запроса на отправление регулярного поезда (ГП, КП) в указанный день; * контроль за соблюдением установленных лимитов на количество расписаний регулярных грузовых поездов по конкретным маршрутам (если такие ограничения установлены) осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта (Росжелдор). При организации в сегменте РГД саморегулируемой организации участников рынка и создании ими институтов коммерческой инфраструктуры данного рынка функции контроля целесообразно передать этой саморегулируемой организации. -включить в раздел, посвященный обеспечению доступа в сегменте РГД, пункт, содержащий существенные условия договора о технологическом взаимодействии перевозчика (владельца инфраструктуры) и организатора регулярного грузового поезда (ГП, КП), работающего по схеме ОКП-1; - включить в раздел, посвященный обеспечению доступа в сегменте РГД, пункт, содержащий существенные условия договора о технологическом взаимодействии перевозчика (владельца инфраструктуры) и организатора регулярного грузового поезда (ГП, КП), работающего по схеме ОКП-2 (договорного перевозчика); - включить в раздел, посвященный обеспечению доступа в сегменте РГД, пункт, содержащий существенные условия договора о технологическом взаимодействии перевозчика (владельца инфраструктуры) и организатора регулярного грузового поезда (ГП, КП), работающего по схемам ОКП- 3, ОКП-4 (перевозчика); - включить в пункт, устанавливающий очередность пропуска поездов различных категорий, дополнение: «регулярные грузовые поезда (ГП, КП), следующие по установленному расписанию отправления и прибытия», поставив эту категорию сразу после пригородных пассажирских поездов.
Основные положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (3 задача) Задачи Акты законодательства Акты институтов Коммерческ ой инфраструк туры рынка ЖДТ (КИР) Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодорожны м транспортом Включить в акты законодательства положения, устанавливающие порядок технологического и коммерческого взаимодействия участников рынка, обеспечивающих перевозки грузов, контейнеров регулярными грузовыми, контейнерными поездами: организаторов КП, ГП, перевозчиков, владельцев инфраструктуры. Включить в акты законодательства положения, обеспечивающие осуществление перевозок силами двух перевозчиков: договорного перевозчика, выполняющего часть начально-конечных операций, в том числе, прием груза к перевозке и оформление перевозочных документов, и фактического (технологического) перевозчика, владельца инфраструктуры, выполняющего свою часть операций по перевозке груза. Включить дополнения: а) ст. 2. Применительно к сегменту РГД дополнить понятиями, применяемыми в ЦИМ КОТИФ: «договорной перевозчик», «последующий перевозчик», «фактический перевозчик». б) В р-л III, - Новая статья - 1: Включить положения, аналогичные статьям 26, 27 ЦИМ КОТИФ применительно к перевозкам ГП, КП. В том числе, установить солидарную ответственность перевозчиков, осуществляющих общую услугу, - перевозку груза, контейнера с помощью ГП, КП а) В Постановлении Правительства РФ «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами» предусмотреть меры по имплементации отдельных положений ЦИМ КОТИФ применительно к перевозкам грузов, контейнеров при помощи ГП, КП; б) Дополнить Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утв. Постановлением Правительства РФ 703 от , положениями об использовании инфраструктуры в сегменте РГД, без подачи перевозчиком запроса, но с заключением договора перевозчика с владельцем инфраструктуры на период действия расписания ГП, КП, перевозки которых осуществляет данный перевозчик а) В Правила перевозок грузов и контейнеров регулярными грузовыми поездами (ГП и КП) раскрыть существенные условия договоров, заключаемых между участниками рынка при различных схемах работы организаторов ГП, КП (ОКП-1, ОКП- 2, ОКП-3, ОКП-4) Устано вить стандарты услуги перевозки грузов КП, ГП. В том числе, с учетом различий в функциях организат оров КП и ГП (ОКП- 1 ОКП-2, ОКП-3, ОКП-4) Включить в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом положения, раскрывающие особенности согласования условий перевозок и ответственности сторон в договоре перевозки в сегменте РГД. В частности, - в Правила исчисления сроков доставки грузов, которые пока не содержат норм, касающихся регулярных перевозок грузовыми и контейнерными поездами. в) В р-л III, - Новая статья – 2: О договорах между договорным и фактическим перевозчиками, между перевозчиками и владельцам инфраструктуры по обеспечению оказания общей услуги – перевозки ГП, КП б) Внести дополнения в некоторые Правила перевозок грузов ЖДТ: - исчисления сроков доставки грузов ЖДТ (что перевозки грузов, контейнеров с помощью ГП и КП осуществляемые по установленным для них расписаниям, имеют срок доставки, указанный в соответствующем графике); - приема заявок на перевозки грузов (что они не распространяются на перевозки в ГП, КП. Доступ грузоотправителей к перевозкам в ГП и КП должен быть установлен в Правилах перевозок грузов, контейнеров в ГП, КП); - на особых условиях (что они не распространяются на перевозки ГП и КП. Порядок осуществления перевозок грузов и контейнеров в ГП и КП должен быть раскрыт в соответствующих Правилах); - заполнения перевозочных документов (накладная и др. перевозочные документы при перевозках ГП и КП оформляются при покупке вагонного или грузового места автоматически); - ведения учетной карточки (переход к акту выполненных работ по перевозке ГП, КП).
Положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (4 задача) Задачи Акты законодательства Акты институтов Коммерческой инфраструктуры рынка ЖДТ (КИР) Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Тарифные руководства Включить в акты законодательства положения, раскрывающие порядок дерегулирования тарифов на перевозки грузов в сегменте регулярного грузового движения по мере перехода его от естественно- монопольного состояния к конкурентному. При этом необходимо обеспечить согласованность отдельных положений Тарифного руководства 1, по которым определяются тарифы на оказание услуг инфраструктуры, с одной стороны, и провозные тарифы, используемые при перевозках регулярными грузовыми и контейнерными поездами, - с другой. Включить в акты законодательства возможность котирования нерегулируемых сквозных ставок провозной платы при осуществлении перевозок грузов, контейнеров поездами регулярного обращения, отправляемых с мест необщего пользования и проследующих железнодорожную станцию отравления (станцию примыкания) без переформирования состава поезда и смены локомотива. Включить в р- IV Железнодорожные пути необщего пользования: а) новую статью, устанавливающую возможность начала и/или окончания перевозки грузов ЖДТ общего пользования на ЖДНОП при условии выполнения на ЖДНОП всех НКО и проследования станции примыкания (станции отправления) без переформирования состава поезда и без смены локомотива; а) В Постановлении Правительства РФ «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами» предусмотреть меры по дерегулированию (при наличии соответствующих условий) тарифов на перевозки грузов, контейнеров при помощи ГП, КП регулярного обращения; б) внести в Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утв. постановлением Правительства а) Внести в р-л 4 Тарифного руководства 1 уточнения в целях согласования стоимости услуг по перевозке контейнеров в КП, определяемой согласно п. 2.35, и стоимости оказания услуг инфраструктуры для аналогичной перевозки КП, определяемой в соответствии с п.п. 4.4, 4.5, 4.6 р-ла 4, имея в виду уменьшение стоимости услуг инфраструктуры; Установить порядок мониторинга рынка перевозок в сегменте РГД в целях представления в ФСТ и другие регулирующие органы предложений о внесении изменений в порядок регулирования провозных платежей в указанном сегменте. б) в новой статье, предлагаемой в п.а), указать, что при осуществлении перевозок грузов ЖДТ общего пользования, начинающихся и/или заканчивающихся с/на ЖДНОП, подача и уборка вагонов не требуется, и соответствующие сборы, предусмотренные Тарифным руководством 3, не взимаются. Вместо них перевозчик устанавливает «сквозную» ставку провозной платы, включающую этапы перевозки, приходящиеся на ЖДНОП. РФ 643 от дополнение относительно регулирования тарифов в сегменте РГД (установить, что по мере перехода организаторов КП и ГП от схемы ОКП- 2 к схемам ОКП-3 и ОКП-4 и при наличии альтернативных предложений от нескольких фактических перевозчиков по инфраструктуре ЖДТ общего пользования федеральная служба по тарифам в установленном порядке рассматривает вопрос об отмене регулирования провозных тарифов в указанном сегменте грузовых ЖД перевозок в связи с достижением в этом сегменте состояния конкуренции фактических перевозчиков); б) Включить в Тарифное руководство 3 дополнение о том, что при осуществлении перевозок грузов ЖДТ общего пользования, начинающихся и/или заканчивающихся с/на ЖДНОП, подача и уборка вагонов не требуется, и соответствующие сборы, предусмотренные Тарифным руководством 3, не взимаются.
Положения нормативных правовых актов, призванные решить задачи по обеспечению развития конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок в сегменте регулярного грузового движения (5 задача) Задачи Акты законодательства Акты КИР и о КИР Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ-18 от ) Постановления Правительства РФ и акты, утвержденные постановлениями Правительства РФ Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом Акты институтов Коммерческой инфраструктуры рынка ЖДТ (КИР) Акты о создании и функциониров ании институтов КИР Принять нормативные правовые акты о создании в сегменте регулярного грузового движения институтов коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. В том числе, о формировании адекватных форм оборота этих услуг на базе проведения организованных торгов этими услугами. Внести дополнение в ст. 30 о возможности приобретения услуг по перевозкам грузов, контейнеров с помощью КП, ГП на организованных торгах этими перевозками. В Постановлении Правительства РФ «Об основах правового регулирования, создании коммерческой и технологической инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок грузов регулярными грузовыми и контейнерными поездами» предусмотреть меры по созданию в сегменте регулярного грузового движения институтов коммерческой инфраструктуры рынка (КИР) и о поддержке государством деятельности институтов КИР В Правилах перевозок грузов и контейнеров регулярными грузовыми поездами (ГП и КП) предусмотреть возможность приобретения услуг по перевозкам грузов, контейнеров с помощью КП, ГП на организованных торгах этими перевозками Разработка, согласование и реализация проекта создания магазина регулярных грузовых железнодорожны х перевозок, функционирующ его в соответствии с законом РФ «Об организованных торгах» Подготовка, согласование и учреждение институтов КИР для сегмента перевозок РГД.
Платежи, взимаемые ОАО «РЖД» с организаторов КП На звание услуг, указанное в «локальных» корпоративных распорядительных актах Решение Правления ОАО «РЖД» «Об утверждении договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО «РЖД» при организации перевозок грузов, (Протокол от ) «Временный порядок организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов», установленный телеграфным указанием ОАО «РЖД» от 10 апреля 2012 г Прейскурант (Тарифное руководство 1) Формирование КП на путях общего пользования железнодорожных станций средствами ОАО "РЖД" * По договору между ОАО «РЖД» и организатором КП * Нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования станции * * Перевозка груженых и порожних контейнеров в составе КП *п или п Прейскуранта Перевозка грузов в поездах по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия Договорной сбор до 65 тыс. рублей за КП ** Вывод: Договорной сбор ОАО «РЖД» фактически взимается за предоставление расписания движения КП, то есть, за доступ к инфраструктуре.