« Профессионально- педагогическая деятельность учителя: решение проблем взаимодействия с обучающимися» Семинар 1 февраля 2016 г.
Образовательный процесс - взаимодействие учителя с учащимся: целевой (определение целей взаимодействия) ; содержательный (определение содержания ); организационно-деятельностный (организация совместной деятельности), -аналитико-результативный (анализ результатов и коррекция педагогических задач).
Цели профессионально- педагогической деятельности учителя : обеспечение целостности образовательного процесса; обеспечение готовности учащихся к взаимодействию; обеспечение готовности учителя к осуществлению взаимодействия.
Иерархия направленности целей направленность на ребенка; направленность на себя; направленность на предметную сторону профессии.
Действия, способствующие решению проблем взаимодействия совершенствование системы образования; повышение ответственности родителей; деятельность специалистов; деятельность учителя.
Как определить проблему? Как решить проблему? Синергетический подход: рассматривает мир и его составляющие -как сложные самоорганизующиеся системы; позволяет анализировать современную реальность с учетом происходящих изменений, которые меняют традиционный образ бытия человека.
Образовательный процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся : ценностно-смысловые особенности; возможности среды; образовательные цели и пути их достижения; нормы, правила и требования; содержание; педагогические технологии; решение возникающих противоречий; совершенствование и повышение эффективности.
Проблемы взаимодействия учителя и учащихся и виды профессионально- педагогической деятельности учителя:
1. Проблема отчуждения обучающие не понимают ценность образования и не принимают смыслы и значимость образовательного процесса Решение проблемы изучение основ педагогической антропологии (природы ребенка); выявление причин отчуждения ребенка; организация образовательного процесса с учетом возрастных особенностей обучающихся. Вид деятельности определяется антропологической компетенцией.
2. Проблема нереализованности проявляется в появлении противоречий между педагогическими требованиями и возможностями обучающихся, в незнании учителем индивидуально-личностных особенностей обучающихся Решение проблемы определение индивидуально-личностных характеристик учащихся; отбор эффективных диагностических методик; проведение диагностических процедур; создание психолого-педагогического портрета; планирование индивидуальной работы с отдельными учащимися. Вид деятельности определяется психодиагностической компетенцией и включает в себя владение основами педагогической психологии.
3. Проблема неуспешности у обучающихся не сформированы личностные качества, обеспечивающие успех в образовательном процессе. Решение проблемы выявление причин неуспешности; определение целей личностного развития(личностные результаты); определение уровня личностного развития; проектирование способов личностного развития; планирование и осуществление мероприятий, направленных на развитие личности; анализ личностных проблем учащихся; использование технологий личностного развития. Вид деятельности определяется личностно-развивающей компетенцией и включает в себя владение методами развития личности.
4. Проблема переутомления возникает при негативном влиянии образовательного процесса на здоровье учащихся и сопротивлении учащихся на психофизическом уровне. Решение проблемы осуществление здоровье сберегающей деятельности (содержание определяется требованиями ФГОС). Вид деятельности определяется компетенцией здоровьесбережения учащихся и включает в себя владение методами и технологиями здоровьесбережения, знание основ валеологии.
5. Проблема неопределенности содержание образовательного процесса не вызывает интереса у обучающихся и не способствует достижению их жизненных целей. Решение проблемы удовлетворение интересов учащихся; создание условий для самоопределения в пространстве познания; актуализация содержания; помощь при самостоятельном освоении содержания; создание ситуаций выбора (самоопределения); освоение учащимися современных информационных технологий. Вид деятельности определяется компетенцией педагогической поддержки учащихся и включает в себя знание основ сопровождения психологии и теории воспитания.
6. Проблема несогласованности обучающиеся не готовы к совместной деятельности и диалогу. Решение проблемы формирование потребности в диалоге; организация совместной деятельности; мотивация на проявление инициативы и самостоятельности; отбор и освоение интерактивных педагогических технологий; активизация самостоятельных действий; анализ уровня развития субъектных качеств. Вид деятельности определяется компетенцией межсубъектного взаимодействия поддержки и включает в себя владение интерактивными технологиями, знание диалогового взаимодействия.
7. Проблема конфликтности повышенная тревожность и агрессивность учащихся. Решение проблемы освоение принципов бесконфликтных отношений; диагностика негативного отношения учащихся к образовательному процессу, уровня их агрессивности и тревожности; формирование и развитие коммуникативной культуры; поиск оптимального стиля общения; анализ конфликтов и проектирование путей их решения. Вид деятельности определяется конфликтологической компетенцией, которая включает в себя владение методами выявления и решения различных конфликтов.
8. Проблема социальности социальная жизнь и отношения в семье мешает обучающимся участвовать в образовательном процессе. Решение проблемы изучение социальной жизни учащихся, выявление их социальных проблем; организация взаимодействия с родителями учащихся; индивидуальная работа с учащимися по решению их социальных проблем; решение социально-практических задач в образовательном процессе. Вид деятельности определяется социально-педагогической компетенцией, которая включает в себя освоение теории и практики социальной педагогики.
Чтобы повысить качество профессионально-педагогической деятельности в соответствии ФГОС, учитель должен уметь: проектировать и оптимизировать свою профессионально-педагогическую деятельность по подготовке учащихся к взаимодействию в образовательном процессе.
Поделятся опытом работы от МО гуманитарных наук – Лукьянов Н.Е. МО начального образования – Ивантеева И.Е. МО естественно-математического цикла – Осиледкина Ю.В. МО физической культуры, ОБЖ, технологии и искусства – Шенкнехт И.В.