Тема 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Лекция 7. Основные классификационные признаки ИС Вопросы лекции: 1. Понятие классификации. 2. Основные классификационные признаки ИС.
Литература: 1. Брусакова И. А., Чертовской В. Д. Информационные системы и технологии в экономике /Учебное пособие. – Москва: Финансы и статистика, – 352 с. 2. Бундур Т.М. Информационные системы в бизнесе: Часть 1.: / Т.М.Бундур, Т.С.Воскресенская. – СПб.: Издательство Политехн, ун-та, – 241 с.
1. Понятие классификации Классификация система распределения объектов по классам в соответствии с определенным признаком. Под объектом понимается любой предмет, процесс, явление материального или нематериального свойства. Задача классификации создать некие удобные образы, позволяющие, например, при выборе систем ограничиться определенным классом или типом.
До 60-х гг. XX века функция информационных систем была проста: диалоговая обработка запросов, хранение записей, бухгалтерский учет и другая электронная обработка данных (electronic data processing - EDP). Позже, в связи с появлением концепции управленческих информационных систем (management information systems MIS), была добавлена функция, направленная на обеспечение менеджеров необходимыми для принятия управленческих решений отчетами, составленными на основе собранных о процессе данных (information reporting systems).
В 70-х стало очевидно, что жестко заданные формы результатов систем подготовки отчетов не отвечают требованиям менеджеров. Тогда появилась концепция систем поддержки принятия решений (decision support systems - DSS).
В 80-х развитие мощности (быстродействия) микро-ЭВМ, пакетов прикладных программ и телекоммуникационных сетей дало толчок к появлению феномена конечного пользователя (end user computing). С этого момента конечные пользователи (менеджеры) получили возможность самостоятельно использовать вычислительные ресурсы для решения задач, связанных с их профессиональной деятельностью, не завися от посредничества специализированных информационных служб.
Появилась в 1980 г. и продолжала развиваться в 90-е концепция стратегической роли информационных систем, иногда называемых стратегическими информационными системами (strategic information systems - SIS). Согласно этой концепции информационные системы теперь не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для конечных пользователей внутри фирмы. Теперь они становятся генератором, основанным на информации, новых изделиях и услугах, которые должны обеспечить фирме конкурентное преимущество на рынке.
Системы в природе бывают самые разнообразные, тем не менее, все их можно разделить на абстрактные и материальные. Абстрактные системы это продукт человеческого мышления: гипотезы, знания, теоремы. Материальные системы получаются из материальных объектов. Всю совокупность материальных систем можно поделить на неорганические (технические, химические и др.), органические (биологические) и смешанные (где содержатся элементы как органической, так и неорганической природы). В множестве смешанных систем особо следует выделить арго технические системы (систем «человек-машина») - это системы, которые состоят из человека-оператора (группы операторов) и машины (машин).
По временной характеристике системы можно классифицировать: 1. статические системы - это системы, в которых состояние системы с течением времени не изменяется; 2. динамические системы - это системы, которые с течением времени изменяют свое состояние; 3. детерминированные - динамические системы, состояние элементов которых в данный момент времени полностью определяет их состояние в любой предыдущий или следующий момент времени; 4. вероятностные (стохастические) - динамические системы, в которых предусмотреть состояние в вышеописанный способ невозможно.
По характеру взаимодействия системы и внешней (окружающей) среды различают: 1. открытые системы - активно взаимодействуют с окружающей средой, сохраняя благодаря этому высокий уровень организованности и развиваясь в сторону осложнения; 2. закрытые системы - изолированы от окружающей среды, все процессы, кроме энергетических, происходят лишь внутри самой системы.
Общепринятой классификации ИС до сих пор не существует, поэтому их можно классифицировать по следующим признакам: - по масштабам применения - однопользовательские, групповые и корпоративные; - по признаку структурированности задач - структурируемые (формализуемые), не структурируемые (не формализуемые), частично. Частично-структурированные делятся на: ИС репортинга и ИС разработки альтернативных решений (модельные, экспертные).
Экспертные ИС в свою очередь делятся на: - централизованные, децентрализованные и коллективного использования; с интеграцией по уровням управления, по уровням планирования и т.д. - по сфере применения - ИС организационного управления, ИС авто матизированного проектирования (САПР), Интегрированные (корпоративные) ИС; - по функциональному признаку - производственные, маркетинговые (анализа рынка, рекламные, снабженческие и т.п.), финансовые (бухгалтерские, статистические, и т.п.) и кадровые; - по уровням управления - стратегические (топ-менеджеров), функциональные (менеджеров среднего звена) и оперативные (специалистов); - по характеру обработки информации: системы обработки данных, системы управления, система поддержки принятия решений; - по оперативности обработки данных - пакетной обработки и оперативные; - по степени автоматизации - ручные, автоматические, автоматизированные;
- по характеру использования информации информационно- поисковые, информационно-справочные, информационно-решающие, управляющие, советующие и т.п.; - по степени централизации обработки информации централизованные, децентрализованные, информационные системы коллективного использования; по характеру использования вычислительных ресурсов локальные и распределенные; - по сфере деятельности - государственные, территориальные (региональные).отраслевые, объединений, предприятий или учреждений и технологических процессов;
- по классу реализуемых технологических операций - системы с текстовыми редакторами, системы с табличными редакторами, системы управления базами данных (СУБД), системы управления базами знаний (СУБЗ), системы с графикой, мультимедиа, гипертекстом; - по месту в процессе управления предприятия - автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста, ИС руководителя, ИС внешнего контролера, интегрированные системы, объединяющие в себе часть или все из этих функций; - по принципу построения - файловые, автоматизированные банки данных, банки знаний, хранилища данных (ХД); - по режиму работы - пакетные, диалоговые и смешанные.
Контрольные вопросы: 1. Что называют абстрактными системами? 2. Как можно классифицировать системы по временной характеристике? 3. В каких системах состояние стечением времени не изменяется? 4. Дать определения открытым и закрытым системам.