Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса
Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности к учебному процессу, позволяющее повысить личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный ученик не будет способствовать развитию своих знаний.
Мотивационными процессами в обучении можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребенка. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.
Мотив (лат. moveo двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.лат.смыслом деятельности Мотива́ция (от лат. movere) побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.лат.действию психофизиологического человека активность
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей
Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.
Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших школьников и российских школьников в целом.
Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.
Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета
Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему.
Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?