П РОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Э ТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭСО Этап 1. Анализ педагогической целесообразности использования электронных средств обучения. Этап 2. Разработка учебно-тематического плана с указанием использования ЭСО. Этап 3. Разработка уроков с применением ЭСО. Этап 4. Проведение уроков с использованием ЭСО. Этап 5. Определение эффективности ЭСО в обучении. 2
А НАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Этапы анализа могут быть следующими: отбор типов ЭСО из имеющегося у учителя набора: обучающие программы, компьютерные тесты, учебные электронные материалы, виртуальные лаборатории и др. рассмотрение учебного материала ЭСО на соответствие требованиям учебной программы, корректности и его теоретической грамотности, соответствия возрастным особенностям учащихся; определение места ЭСО в учебном процессе при изучении отдельных тем; анализ возможности параллельного или последовательного использования нескольких ЭСО и разработки учителем собственных ЭСО. 3
Р АЗРАБОТКА УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА С УКАЗАНИЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭСО При разработке учебно-тематического плана изучения учебного предмета учителю рекомендуется внести в него отдельным пунктом использование ЭСО для обеспечения возможности проведения урока с использованием различных технических средств (мультимедийный проектор, демонстрационный телевизор) или необходимости проведения урока в компьютерном кабинете. 4
П РИМЕР УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 5
Р АЗРАБОТКА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭСО При разработке планов-конспектов уроков с применением ЭСО следует базироваться на традиционных педагогических требованиях и учитывать методические особенности учебного предмета. Дополнительно в плане-конспекте рекомендуется разместить следующую информацию: техническое и программное обеспечение урока; определить этапы урока, проводимые с применением ЭСО; указать методы и формы организации работы учителя и учащихся при использовании ЭСО. 6
П РИМЕР ОПИСАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПЛАНЕ - КОНСПЕКТЕ УРОКА Беларуская мова: кабiнет iнфармацыйных тэхналогiй з кампютэрамi для вучняў; ПМК «Школьны настаўнiк» (вучэбны элемент «Дзеепрыметны зварот», раздел «Дыктанты» (комплект дыктантаў «Знакi прыпынку ў простым сказе»). Математика: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебно-методический комплект «Живая математика», презентация Power Point «Интерактивные иллюстрации курса стереометрии». 7
П РИМЕР РЕКОМЕНДАЦИЙ УЧИТЕЛЮ В ПЛАНЕ - КОНСПЕКТЕ УРОКА Математика: Данный урок желательно проводить по группам (10-12 учащихся в одной группе). Ознакомление с аксиомами стереометрии позволяет перейти к решению задач, которые являются подготовительными к построению сечений многогранников. Для разминки учитель предлагает учащимся задания из УМК «Живая математика»:компьютерный альбом «Стереометрия» 8
П РОВЕДЕНИЕ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭСО. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭСО В ОБУЧЕНИИ Проведение уроков с применением ЭСО рекомендуется осуществить в три этапа: 1. Корректирующий этап. 2. Экспериментальный этап. 3. Оценочно-констатирующий этап. 9
К ОРРЕКТИРУЮЩИЙ ЭТАП На первом этапе учителю следует постоянно проводить самоанализ эффективности применения ЭСО и фиксировать письменно рекомендации по совершенствованию организации работы с ним. 10
Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЭТАП На втором этапе учителю предлагается провести обучение по отдельным темам учебного предмета в разных классах с использованием и без использования ЭСО. На этом этапе следует оценить уровень знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся в таких классах на основе текущей успеваемости и контрольных заданий. 11
О ЦЕНОЧНО - КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП На третьем этапе учителю рекомендуется оценить результаты обучения. Если в классах с использованием ЭСО уровень ЗУН выше, чем без использования, то следует применить данное ЭСО в постоянную практику учителя предметника. 12