Повторим изученное Язык – система языковых средств (слов, словосочетаний, предложений), которые существуют для общения. Речь – это общение с помощью языковых средств.
Какой должна быть хорошая речь. Какие правила речи нужно соблюдать 1. Содержательной и лаконичной. Продумывай тему и основную мысль своего высказывания, раскрывай их полно, но не говори и не пиши лишнего. 2.Последовательной. Следи за порядком изложения мысли. 3.Богатой. Используй разнообразные слова и предложения. Старайся не повторять одни и те же слова и одинаковые предложения. 4.Точной. Употребляй наиболее точные слова. 5. Выразительной. Подбирай слова и выражения, наиболее ярко передающие основную мысль. 6. Уместной. Всегда учитывай, с кем говоришь и в какой обстановке. 7. Правильной. Правильно произноси слова, правильно строй предложения. 8. Чистой. Не употребляй слова и выражения, не относящиеся к русскому литературному языку: диалектизмы, жаргонизмы, бранные слова, слова- паразиты.
Этикет. Речевой этикет Этикет - это правила поведения людей в обществе. Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
Восьмое декабря Р азвити е речевой деятельности Учим ся мобильному этикету: «Если звонит телефон…»
Орфоэпическая минутка Звонит, позвонит, перезвонит. Произнесите эти слова, правильно ставя ударение. Составьте предложение с одним из слов
Этимологическая минутка «Телефон» - это слово иноязычное, заимствовано из греческого языка (tele - далеко, phone - звук). В словаре С.Ожегова: «Телефон – система связи для передачи информации на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио».
Помни те эти правила! «Не следует звонить, если без звонка можно обойтись» «Продумайте тон и содержание разговора. Разговаривай те кратко, вежливо и по делу». «Не разговаривай те по телефону долго и без нужды, а по мобильному - тем более».
Что изображено на рисунках? Как вы понимаете выражения «сидеть на телефоне», «висеть на телефоне»?
Правила телефонного этикета В начале разговора поздоровайтесь. Представьтесь. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку. Телефонный разговор должен быть кратким. Если нужно обсудить какой-то важный вопрос, лучше сделать это при встрече.
Если разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, чтобы быть уверенным: у вашего собеседника достаточно времени на беседу. Не стоит звонить слишком рано или слишком поздно, как правило, до 8 утра или после 10 вечера. Внимательно слушайте, не перебивайте собеседника в середине фразы, не проявляйте нетерпения в разговоре с ним. Если ошиблись номером, извинитесь. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
Формулы телефонного этикета Формулы приветствия: Здравствуй (-те)! Доброе утро (день, вечер). Привет! Формулы прощания: До свидания! Прощай! До встречи! Пока! Ответ снявшего трубку: Алло! Я слушаю…
Решение ситуативных заданий (Работа в парах) Составить небольшой диалог, разыграть его, соблюдая правила телефонного этикета. «Вы звоните» Ситуация 1. Позвоните заболевшему другу на домашний телефон. Ситуация 2. Вы позвонили заболевшему другу, но к телефону подходит его мама. Ситуация 3. Вы позвонили заболевшему другу, но ошиблись номером.
«Вам звонят» Вам позвонили на стационарный телефон и попросили пригласить к телефону маму. Какие формулы речевого этикета вы используете? Кто-то позвонил, но не назвался. Ваши действия. Кто-то позвонил, но ошибся номером. Как вы поступите?
«Правила мобильного этикета» 1) Разговаривайте по мобильному телефону максимально тихим голосом. 2) Не разговаривайте по мобильному телефону, одновременно ведя беседу с находящимся рядом человеком. 3) В случае пропущенного звонка приемлемо перезванивать, только если позвонивший вам известен. 4) Не разговаривайте во время еды. Не кладите сотовый телефон на обеденный стол.
5) Фотографируя кого-либо при помощи мобильной камеры, предварительно попросите на это разрешения. Уважайте частную жизнь других людей. 6) По возможности не ведите разговоров по мобильному телефону в публичных местах, особенно – в ограниченном пространстве: в самолете, поезде, автобусе. Если это все же необходимо, говорите тихо, кратко и по делу. 7) В школе во время уроков телефон должен работать в режиме бесшумного звонка 8) Пользоваться в школе мобильной связью можно только во время перемены в случае необходимости связи с родителями.
«Влияние мобильника» на здоровье человека» Предельно должен быть сокращен доступ к «мобилкам» детям до 12 лет. Оптимальный вариант – использование детьми телефонов лишь для приема и передачи SMS. Во время разговора по сотовому пользуйтесь системой «хэнд - фри», позволяющей держать телефонный аппарат в отдалении. Наиболее эффективное расстояние от телефона - один метр. Не оставляйте переговорное устройство в ухе, когда в этом нет необходимости. Старайтесь находиться на расстоянии более метра от людей, говорящих по мобильному телефону. Предельно сократите время ношения мобильного телефона в карманах. Всегда кладите его в кармане клавиатурой в сторону тела, а антенной – вовне. На ночь телефон лучше отключать.
«Влияние мобильника» на здоровье человека» Воздействие излучения зависит от продолжительности действия телефона – поэтому говорите по «мобильнику» кратко и по возможности пользуйтесь вместо него стационарным телефоном. Не подносите мобильный телефон к уху, пока вызываемый абонент не снял трубку. Во время разговора периодически меняйте ухо, к которому вы прикладываете аппарат. Избегайте пользоваться мобильным телефоном в тех местах, где нет устойчивого сигнала, и во время движения. Предпочитайте переговорам сообщения в формате SMS. Выбирая новый аппарат, учитывайте DAS – коэффициент излучения, которое абсорбирует человеческий организм.
«Микрофон» Во время урока мы повторили… Мы выучили… Сегодня на уроке я понял (а)… Особенно мне запомнилось… Во время разговора по телефону я буду…
Домашнее задание Выучить правила мобильного этикета. Составьте небольшое сообщение на тему «Если звонит телефон…»