М.Ю.Лермонтов Подготовка к ЕГЭ по литературе (в помощь учителю и ученику)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задание С4 merelenko-su.uCoz.ru. Развёрнутое рассуждение сопоставительного характера о проблемно-тематических и иных связях данного стихотворения (или.
Advertisements

Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Урок – конференция группа 13 «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе»
РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2010 г. В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Макарова Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного.
«Маленькие люди»: из века в век идет «футлярный человек» Приложение к реферату по литературе Выполнила работу: Каталевич Екатерина Викторовна, ученица.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
Урок – семинар в 11 классе «Развитие темы «маленького человека» в русской литературе»
Итоговое сочинение План анализа темы сочинения : 1. Виды тем. 2. « От общего к частному » 3. Составление упрощенного плана 4. Вступление 5. Основная часть.
«А он, мятежный, просит бури…». Такой разный… Может ли человек быть абсолютно свободным?
ТЕМА: Сопоставительный анализ поэтических текстов (С4, ЕГЭ) Задачи: 1. повторить необходимые для анализа термины, выучить новые 2. освоить универсальные.
« Здесь духа мощного господство …» Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова Презентацию подготовили Учащиеся 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области.
Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Вводный урок литературы в 8 классе «Литература и история»
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ответу на задание С2. Автор презентации Л.З. Гавриленко ГБОУ 555 «Белогорье».
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ С. Литературные аргументы.. Проблема героизма и предательства. «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь. «Разгром» А.Фадеев. «Судьба человека» М.Шолохов.
Транксрипт:

М.Ю.Лермонтов Подготовка к ЕГЭ по литературе (в помощь учителю и ученику)

Содержание: 1. Рекомендации по работе с презентацией. 2. Задания для подготовки учащихся к сдаче экзамена по литературе в форме ЕГЭ. 3. Использованная литература.

Рекомендации по работе с презентацией: 1. Перед учащимися ставится вопрос. 2. Учащиеся подбирают произведения для ответа на вопрос. 3. Дают толкования к ответам, обобщают и анализируют подобранные произведения. 4. Составляют связный ответ на вопрос (в объеме 5-10 предложений).

Вопрос 1: Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина»?

Произведения: М. Цветаева «Родина» А. Блок «Россия» А. Ахматова «Родная земля» А. Галич «Когда я вернусь...»

Обоснования для сопоставления: авторская позиция – любовь к Родине; поэтизация образа Родины; единство лирического героя (героини) и Родины; путь поэта и путь России; мотив «тоски по Родине»; философский подтекст; образы-символы; средства художественной выразительности.

Вопрос 2: Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

Произведения: А. Блок «На поле Куликовом» С. Есенин «Русь Советская» А. Ахматова «Реквием» А. Твардовский «Василий Тёркин»

Обоснования для сопоставления: лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; герои вовлечёны в круговорот социально- исторических событий; высокое чувство ответственности; любовь к Родине; единство лирического героя (героини) и Родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; взаимосвязь прошлого и настоящего России; художественная образность.

Вопрос 3: В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Произведения: Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников) И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров) М. Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов)

Обоснования для сопоставления: особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.

Вопрос 4: Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?

Произведения: М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...» Ф. Тютчев «Не то, что мните вы, природа...» А. Фет «Шёпот, робкое дыханье...» и др.

Обоснования для сопоставления: натурфилософская лирика; неразрывная связь человека и природы; одушевление природного мира (олицетворение); пейзаж, «древесные» мотивы.

Вопрос 5: Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Монолог»?

Произведения: Ф. Тютчев «Наш век» О. Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…» С. Есенин «Русь Советская» А. Ахматова «Реквием» В. Маяковский «Я хочу быть понят моей страной…»

Обоснования для сопоставления: враждебность поэта и века; мотив «обманутых ожиданий»; невозможность реализовать свой талант в существующих условиях; ощущение лирическим героем собственной чуждости тому, с чем прежде он чувствовал неразрывную связь; трагедия человеческого существования.

Вопрос 6: Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?

Произведения: А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений) и «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) М. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим Максимыч) Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин) Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Семён Мармеладов)

Обоснования для сопоставления: писатели обращаются к созданию одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»).

Вопрос 7: Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

Произведения: А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».

Обоснования для сопоставления: тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Вопрос 8: В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?

Произведения: М. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…», Н. Некрасов «Я не люблю иронии твоей…», А. Ахматова «Песня последней встречи».

Обоснования для сопоставления: любовь как драма; «поединок» двух индивидуальностей; «поединок роковой»; недолговечность счастья; любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания; мотив разлуки, расставания, «последней встречи»; способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.

Вопрос 9: В каких произведениях русских поэтов звучит тема поэта и поэзии? Что объединяет эти стихотворения?

Произведения: М.Ю.Лермонтов «Пророк» А.С.Пушкин «Пророк» М.Ю.Лермонтов «Поэт»

Обоснования для ответа: преображение простого человека в пророка; поэт идет к людям и возвещает истину; трагизм положения поэта в современном ему мире; трагизм служения поэта; тема поэтической миссии.

Вопрос 10: В каких произведениях русских писателей использованы фольклорные традиции? Каков смысл обращения к фольклору?

Произведения: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин «История села Горюхина» А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Обоснования для ответа: показ недюжинной силы героя; прославление подвигов героев; параллелизм при описании героев; описание героев с использованием постоянных эпитетов; троекратные повторения; в народных традициях дается трактовка основных характеров героев.

Список использованной литературы: 1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2- х томах. М., изд-во «Правда», Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград, 1984.

Спасибо за внимание! Успехов в изучении литературы! Бахтиярова Людмила Раисовна, учитель МБОУ СОШ 1 с.Кандры