М.Ю.Лермонтов Подготовка к ЕГЭ по литературе (в помощь учителю и ученику)
Содержание: 1. Рекомендации по работе с презентацией. 2. Задания для подготовки учащихся к сдаче экзамена по литературе в форме ЕГЭ. 3. Использованная литература.
Рекомендации по работе с презентацией: 1. Перед учащимися ставится вопрос. 2. Учащиеся подбирают произведения для ответа на вопрос. 3. Дают толкования к ответам, обобщают и анализируют подобранные произведения. 4. Составляют связный ответ на вопрос (в объеме 5-10 предложений).
Вопрос 1: Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина»?
Произведения: М. Цветаева «Родина» А. Блок «Россия» А. Ахматова «Родная земля» А. Галич «Когда я вернусь...»
Обоснования для сопоставления: авторская позиция – любовь к Родине; поэтизация образа Родины; единство лирического героя (героини) и Родины; путь поэта и путь России; мотив «тоски по Родине»; философский подтекст; образы-символы; средства художественной выразительности.
Вопрос 2: Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
Произведения: А. Блок «На поле Куликовом» С. Есенин «Русь Советская» А. Ахматова «Реквием» А. Твардовский «Василий Тёркин»
Обоснования для сопоставления: лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; герои вовлечёны в круговорот социально- исторических событий; высокое чувство ответственности; любовь к Родине; единство лирического героя (героини) и Родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; взаимосвязь прошлого и настоящего России; художественная образность.
Вопрос 3: В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Произведения: Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников) И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров) М. Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов)
Обоснования для сопоставления: особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.
Вопрос 4: Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворениям С. Есенина?
Произведения: М. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...» Ф. Тютчев «Не то, что мните вы, природа...» А. Фет «Шёпот, робкое дыханье...» и др.
Обоснования для сопоставления: натурфилософская лирика; неразрывная связь человека и природы; одушевление природного мира (олицетворение); пейзаж, «древесные» мотивы.
Вопрос 5: Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Монолог»?
Произведения: Ф. Тютчев «Наш век» О. Мандельштам «За гремучую доблесть грядущих веков…» С. Есенин «Русь Советская» А. Ахматова «Реквием» В. Маяковский «Я хочу быть понят моей страной…»
Обоснования для сопоставления: враждебность поэта и века; мотив «обманутых ожиданий»; невозможность реализовать свой талант в существующих условиях; ощущение лирическим героем собственной чуждости тому, с чем прежде он чувствовал неразрывную связь; трагедия человеческого существования.
Вопрос 6: Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?
Произведения: А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений) и «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) М. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим Максимыч) Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин) Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Семён Мармеладов)
Обоснования для сопоставления: писатели обращаются к созданию одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»).
Вопрос 7: Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?
Произведения: А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».
Обоснования для сопоставления: тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.
Вопрос 8: В каких стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически?
Произведения: М. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», Ф. Тютчев «О, как убийственно мы любим…», Н. Некрасов «Я не люблю иронии твоей…», А. Ахматова «Песня последней встречи».
Обоснования для сопоставления: любовь как драма; «поединок» двух индивидуальностей; «поединок роковой»; недолговечность счастья; любовь как страдание, «приговор судьбы», драма непонимания; мотив разлуки, расставания, «последней встречи»; способы раскрытия драматических переживаний человека в любовной лирике.
Вопрос 9: В каких произведениях русских поэтов звучит тема поэта и поэзии? Что объединяет эти стихотворения?
Произведения: М.Ю.Лермонтов «Пророк» А.С.Пушкин «Пророк» М.Ю.Лермонтов «Поэт»
Обоснования для ответа: преображение простого человека в пророка; поэт идет к людям и возвещает истину; трагизм положения поэта в современном ему мире; трагизм служения поэта; тема поэтической миссии.
Вопрос 10: В каких произведениях русских писателей использованы фольклорные традиции? Каков смысл обращения к фольклору?
Произведения: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» А.С.Пушкин «История села Горюхина» А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Обоснования для ответа: показ недюжинной силы героя; прославление подвигов героев; параллелизм при описании героев; описание героев с использованием постоянных эпитетов; троекратные повторения; в народных традициях дается трактовка основных характеров героев.
Список использованной литературы: 1. М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2- х томах. М., изд-во «Правда», Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград, 1984.
Спасибо за внимание! Успехов в изучении литературы! Бахтиярова Людмила Раисовна, учитель МБОУ СОШ 1 с.Кандры