Бизнес план.
БИЗНЕС ПЛАН Мини-гостиница
Цель знакомство с составлением бизнес-плана научиться прогнозировать доходы и расходы
Бизнес-план – это проект, направленный на получение прибыли
1. РЕЗЮМЕ …………………………………………………………………… КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ……………………………………… ОПИСАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ …………………………… КОНКУРЕНЦИЯ …………………………………………………………… ПЛАН МАРКЕТИНГА ……………………………………………………… 9 6. РАСЧЁТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ..…………………………………… ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ...………………………………… ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН …………………………………………………… Прогнозирование объема продаж ……………………………………… Оценка прямых материальных затрат …………………………………… Расходы по оплате труда ……………………………….………………… Оценка накладных расходов …………………………….………………… Смета себестоимости предоставленных услуг …………….…………… Расчёт коммерческих и управленческих расходов ……………………… План доходов и расходов …………………….…………………………… Анализ безубыточности проекта ……….………………………………… СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ……………………………………… ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ……...……………………… 25 ПРИЛОЖЕИЕ 1 …………………………………………………… ………...
1. Резюме Резюме проекта – «выжимка» всего бизнес-плана, ключевой раздел, изучение которого должно дать исчерпывающее представление о проекте потенциальному инвестору. Раздел резюмирует все приведенные в бизнес-плане выводы и готовится в самую последнюю очередь. Ваша задача кратко описать основные составляющие вашего предприятия, но так, чтобы потенциальные инвесторы захотели узнать о них поподробнее, выделив основные идеи, положения плана. Раскройте суть и основные параметры проекта, изложите основные детали вашего бизнеса, достаточно ли компетентна ваша команда, есть ли потребность в Ваших товарах или услугах, опишите финансовые прогнозы, насколько они реалистичны. Особое внимание уделите объему привлекаемых инвестиций, на каком этапе инвесторы могут выйти из проекта и с каким результатом. Укажите размер кредита, условия его получения, сроки погашения, при этом сделать акцент на гарантии и обеспечения. И какую долю собственных средств вкладывает инициатор. Необходимо привести показатели эффективности проекта, которые были получены в результате расчета финансовой модели. Обратите внимание! Показатели данного проекта являются условными. На текущий момент инвестиционные затраты на строительство в Москве новой гостиницы категории 3***, в особенности, связанные с получением разрешительной документации, подключениями, непосредственно выполнением строительно-монтажных работ и пр., могу превысить прогнозные денежные потоки от ее эксплуатации и проект может стать экономически невыгодным. гостиницы категории 3***, в особенности, связанные с получением разрешительной документации, подключениями, непосредственно выполнением строительно-монтажных работ и пр., могу превысить прогнозные денежные потоки от ее эксплуатации и проект может стать экономически невыгодным.
Наименование предприятия: ОАО «Гостиница «ХХХ» Наименование предприятия: ОАО «Гостиница «ХХХ» Категория: 3*** Категория: 3*** Гостиница занимает 6-этажное здание, расположенное в тихом районе недалеко от центра Москвы. Гостиница занимает 6-этажное здание, расположенное в тихом районе недалеко от центра Москвы. Настоящий проект гостиницы рассчитан на 5 лет и предполагает: 1. Строительство гостиницы на 120 номеров; общая стоимость проекта 1. Строительство гостиницы на 120 номеров; общая стоимость проекта при этом составит тыс.руб.; при этом составит тыс.руб.; 2. Стоимость проекта покрывается на тыс.руб. за счет 2. Стоимость проекта покрывается на тыс.руб. за счет собственных средств и на тыс.руб. за счет долгосрочного кредита собственных средств и на тыс.руб. за счет долгосрочного кредита сроком на два года; сроком на два года; 3. В проекте показано, что предприятие полностью рассчитается по 3. В проекте показано, что предприятие полностью рассчитается по кредиту и процентам в течение первых двух лет с начала работы; кредиту и процентам в течение первых двух лет с начала работы; 4. Срок окупаемости процента (по дисконтированным величинам) – три 4. Срок окупаемости процента (по дисконтированным величинам) – три года; года; 5. Эффективность проекта подтверждается положительным значением 5. Эффективность проекта подтверждается положительным значением критерия NPV. критерия NPV. 6. Точка безубыточности представлена по годам в таблице 12 и в 6. Точка безубыточности представлена по годам в таблице 12 и в первый год составляет тыс. руб. первый год составляет тыс. руб.
2. КОНЦЕПЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА Качественный бизнес-план подтверждает, что компания или предприниматель хорошо знает рынок своих продуктов / услуг и требования рынка к ней. Анализ рынка должен содержать данные об отрасли и рынках, на которых присутствует компания, и является основой для прогнозной выручки проекта, создания маркетингового плана и составления инвестиционного плана. Ключевой момент создания вашего бизнес-плана, а впоследствии и успешного ведения бизнеса, это «понимание» ваших клиентов кто они, чего хотят, как покупают. Такая информация поможет вам выступить на рынке с заведомо успешной продукцией или услугой, обеспечить эффективность маркетинга и добиться высоких продаж. Для этого вы описываете территорию, на которой планируете осуществлять свою деятельность, приводите описание целевого рынка, показываете, как расположение влияет на ваш бизнес, если таковое влияние имеется. Следует охарактеризовать общую ситуацию в отрасли, проиллюстрировать динамику производства, продаж и инвестиций за последние 5 лет, тенденции и темпы роста и падения. Инвестор должен быть уверен, что рынок будет покупать товары и услуги, предлагаемые инициатором. Опишите, кто является покупателем продукции / услуги. Как отражаются покупательские предпочтения, требования к товару у различных групп потребителей, частота использования (покупки) ими товара, средняя стоимость покупки. Особое внимание следует уделить информации и платежеспособном спросе. Будет ли он меняться, вырастит, останется на том же уровне или сократится.
Отрасль гостиничного сервиса является одной из отраслей сферы услуг, которая развивается быстрыми темпами. При этом мест в гостиницах г. Москвы по приемлемым для лиц, прибывших из провинции в командировки или о личным делам (а именно они являются основными клиентами таких гостиниц, которая проектируется) катастрофически не хватает, по этой причине гостиница вполне может заполнить имеющуюся нишу на рынке сбыта при условии проведения активной маркетинговой политики.
Проектируемое предприятие входит в рынок со следующими основными характеристиками: 1. На рынке присутствует достаточно большое количество покупателей, которые имеют недостаточную информацию об услугах, предоставляемых в сфере гостиничного бизнеса. Поэтому обязательно проведение активной маркетинговой и рекламной политики, направленной на информирование потенциальных клиентов о гостинице и комплексе предоставляемых ею услуг; 2. На рынке работает достаточно большое количество продавцов, услуги которых дифференцированы, но при этом различия в принципе незначительны: у кого-то имеется платная автостоянка, у кого-то нет и т.д. В то же время присутствие на рынке близких по характеру услуг-заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены, так как при наличии на рынке сходных услуг потребители весьма чувствительны к их цене. По этой причине на рынке исключены методы ценовой конкуренции. 3. Элемент олигополии в рынок вносят высокие входные барьеры: для вхождения в отрасль необходимо располагать значительным капиталом, так как строительство и необходимое оборудование для гостиницы стоят достаточно дорого. В то же время выход из отрасли не ограничен практически никакими барьерами: здание гостиницы относительно несложно переоборудовать, номера можно сдавать в аренду под офисы и т.д. Подобное соотношение входных и выходных барьеров порождает некоторую застрахованность бизнеса.
3. ОПИСАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В данном разделе укажите, какие именно товары и услуги вы предлагаете, их назначение. Планируете ли вы вносить изменения в товары / услуги в будущем, если да, то какие именно. Информация о товаре или услуге должна быть краткой, но давать ясное представление о том, что это такое или для чего это предназначено.
Предприятие предполагает предоставлять следующие виды услуг гостям г.Москвы и её жителям: 1. Услуги гостиничного комплекса – предприятие располагает гостиницей на 120 двухместных номеров, оборудованных соответствующим образом. Из них: -70 номеров с большой двуспальной кроватью -50 номеров с двумя раздельными кроватями 2. Услуги общественного питания – на каждом из шести этажей гостиницы имеются кафе на 16 посадочных мест; кроме того, при гостинице имеется ресторан на 80 посадочных мест. Итого 176 посадочных мест. 3. На территории гостиницы имеется платная автомобильная стоянка на 120 автомобилей, услугами которой могут пользоваться как лица, проживающие в гостинице (по выгодным ценам, которые на 25% ниже), так и посторонние лица. 4. Помимо этого, гостиница сдаёт в аренду площади, на которых располагаются: а) киоск «Роспечати»; б) киоск сувениров; в) приемный пункт почтового отделения связи.
4. КОНКУРЕНЦИЯ Любой привлекательный и быстрорастущий сегмент рынка не сможет сколь угодно долго обеспечивать высокую рентабельность – он также окажется интересен как для прямых конкурентов, так и для производителей продуктов-заменителей вашего товара. Увеличится ли предложение со стороны действующих конкурентов, войдут ли на рынок новые игроки, и как это повлияет на динамику спроса на товары/услуги компании. Перечислите категории компаний, являющихся вашими соперниками. Какие их сильные и слабые стороны. Оценивая конкурентов, стоит обратить внимание на факторы потребительского восприятия. Это то, что видят клиенты. Какая продукция / услуги / особенности компании привлекают или, наоборот, отталкивают клиентов. К этой категории относятся: цена, качество, уровень обслуживания, социальная роль компании.
Факторы внутренней деятельности компании. Это то, что клиенты не видят. Какие аспект деятельности конкурентов могут усилить или ослабить их положение на рынке? К этой категории относятся: трудовые затраты, маркетинговые и экспертные расходы, расположение компании, доступ к поставщикам, стратегическое партнерство. Определите, какие компании занимают самые крупные доли рынка. Это наиболее важные конкуренты, поскольку они: задают стандарты товаров или услуг; оказывают существенное влияние на представления потребителей о товарах или услугах; тратят приличные средства на поддержание своей доли рынка; могут позволить себе ценовой демпинг для удержания рыночной доли.
Перечисляя собственные конкурентные преимущества, описывайте их как можно подробнее. Конечно, проще всего декларировать, что вы предлагаете более качественное и удобное обслуживание, но то же самое заявляют и все другие компании. Приводите конкретные примеры, почему ваша компания не только выдержит конкуренцию, но и сможет выйти из нее победителем. Перечислите потенциальных будущих конкурентов. Очень важно понимать, существуют ли препятствия для появления новых игроков на рынке, и если есть, то какие. Размышляя о возможной будущей конкуренции, примите во внимание препятствия, которые стоят на пути новых компаний на ваш рынок.
Как уже отмечалось, предприятие входит в рынок монополистической конкуренции, доля на одного из конкурентов не превышает 7,5%-10% рынка. Тем не менее, необходимо отметить следующее: 1. Предприятие испытывает угрозу со стороны внутриотраслевых конкурентов, имеющих достаточно твёрдые позиции на действующем рынке; 2. Возможно вхождение в рынок новых конкурентов, привлечённых получаемыми доходами; 3.Поставщики, с которыми будет работать гостиница, неизбежно займут активную позицию вследствие недостаточных финансовых возможностей гостиницы и будут стремиться к вертикальной интеграции. Возможно стремление к горизонтальной интеграции и конкурентов. В любом случае при реализации этого стремления гостиница потеряет значительную долю самостоятельности.
5. План маркетинга Маркетинговый план базируется на выводах, сделанных по результатам анализа внешней (отрасль, рынки, конкуренты) и внутренней среды компании. Чтобы оставаться на плаву, нужно привлекать и удерживать клиентов и не снижать уровень продаж. Поэтому этот раздел вашего бизнес-плана может быть внимательно изучен потенциальными инвесторами. Им нужно убедиться, что ваши методы маркетинга и сбыта адекватны, а количество и качество персонала в состоянии поддерживает необходимый для окупаемости уровень продаж. В маркетинговом плане необходимо раскрыть меры, позволяющие достичь целей проекта и создающие тем самым ценность для потребителей. Маркетинг каждой компании несет в себе определенную идею. Наиболее эффективны послания, отражающие стратегическую позицию компании на рынке то, чем вы всячески стараетесь выделить себя из конкурентов.
Опишите, как вы донесете до потребителей маркетинговую идею вместе с информацией о вашей компании. Какими маркетинговыми средствами вы планируете донести свое послание до клиентов: реклама, рассылка, выставки, мероприятия соответствующих отраслевых объединений. С какой периодичностью и каковы расходы. Тщательно планируйте расходы. Убедитесь, что выбранные вами маркетинговые средства соответствуют типу и размеру вашего бизнеса. Какие дополнительными стратегиями маркетинга и сбыта вы используете: совместная реклама, дистрибьюторские или лицензионные соглашения, другие виды партнерств. Опишите, кто осуществляет продажи в вашей компании, что является главным в работе вашей команды по продажам.
В ценообразовании гостиница использует метод установления цены на основе уровня текущих цен на рынке. В среднем цена одного номера составляет 3200 руб. в сутки. Выбор метода ценообразования обусловлен тем, что эластичность спроса в данном случае с трудом поддаётся замеру, придерживаться уровня текущих цен – значит, сохранить нормальное равновесие в рамках отрасли.
Наличие слабых и сильных сторон Сильные стороны Система распределения 1. Наличие опытных руководителей; 2. Анализ потребностей потребителей услуг; 3. Организация обучения персонала; 4. Работа по различным формам платежей; 5. Накопление опыта продаж и создание базы данных о клиентах Слабые стороны Система распределения 1. Недостаточный собственный опыт рекламы; 2. Необходимость риска
Наличие слабых и сильных сторон Сильные стороны Предоставляемые услуги 1. Возможность предоставления услуг в соответствии со специфическими пожеланиями клиентов; 2. Перспективное планирование объемов продаж; 3. Предоставление сопутствующих услуг Слабые стороны Предоставляемые услуги 1. Отсутствие возможности влиять на поставщиков; 2. Сертификация предоставляемых услуг; 3. Отсутствие международного сертификата
Наличие слабых и сильных сторон Сильные стороны Собственные финансовые средства предприятия 1. Финансовая независимость Слабые стороны Собственные финансовые средства предприятия 1. Недостаточность оборотных активов и мест для оперативного реагирования на повышение спроса
Наличие слабых и сильных сторон Сильные стороны Организация управления 1. Мобильная реакция на изменение условий на рынке; 2. Наличие квалифицированных групп работников Слабые стороны Организация управления 1. Высшее руководство распределяет ресурсы и кадры
Наличие слабых и сильных сторон Сильные стороны Имидж гостиницы 1. Высокий уровень обслуживания Слабые стороны Имидж гостиницы 1. Выполнение принятых обязательств при минимальной или нулевой прибыли
Анализ возможностей и угроз Возможности Общество 1. Расширение рынков сбыта Тенденции развития рынка 1. Расширение услуг сервиса Угрозы Общество 1. Изменение политической ситуации; 2. Незастрахованность бизнеса Тенденции развития рынка 1. Принятие новых стандартов
Анализ возможностей и угроз Возможности Конкуренты 1. Ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента Распределение 1. Растушая потребность в услугах гостиниц; 2. Подъем экономики, увеличение спроса; 3. Рост реальных доходов населения Угрозы Конкуренты 1. Снижение цены конкурентов Распределение 1. Высокая коррумпированность чиновников; 2. Риск при оценке платёжеспособности клиентов
Анализ возможностей и угроз Возможности Потребители 1. Выход на новые сегменты рынка; 2. Оказание услуг на уровне мировых стандартов Угрозы Потребители
Проведённый анализ избрать для гостиницы маркетинговую стратегию ограниченного роста за счёт: 1. Заполнения до конца избранной рыночной ниши; 2. Совершенствования предоставляемых услуг; 3. Глубокого внедрения на рынок, которое заключается в поиске возможностей увеличения объёма продаж на ещё не насыщенном рынке с помощью создания web-сайта гостиницы, на котором будет выложена подробная информация о предприятии и предоставляемых услугах, а также будет предоставлена возможность on-line бронирования, что обеспечит более высокую загрузку гостиницы.
6. РАСЧЁТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ В инвестиционном плане необходимо продумать и составить календарный график начальных капитальных вложений и подготовительных работ. Определить этапы работ, указать ресурсы, необходимые для выполнения этих этапов и их стоимость. Для наглядности можно проиллюстрировать этапы подготовительных работ с помощью диаграммы Ганта. Какова будет длительность инвестиционной фазы проекта. Какие задачи планируется решать, с помощью каких организаций, сколько будут стоить их услуги. Приведите список активов, опишите используемые ресурсы, их стоимость, опишите способы и сроки амортизации активов.
7. ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ Ведение собственного бизнеса всегда подразумевает определенную долю риска. Даже компания с высококвалифицированным руководством и тщательно продуманной стратегией развития не застрахована от внешних воздействий. Вот типичные категории рисков, с которыми может столкнуться любая, в том числе и ваша, компания. Конкурентные риски. Конкурирующие компании могут «уронить» цены, продвигая свои товары и услуги более агрессивно и расширяя пакет предложений; могут появиться новые конкуренты. Рыночные риски. Может измениться экономическая ситуация, а с ней потребности и запросы целевого рынка. Производственные риски. Могут произойти критические изменения для важных аспектов вашего производства: выйдут из бизнеса поставщики, сменятся поколения технологий и оборудования. Финансовые риски. Возможен рост стоимости сырья, энергоносителей, оплаты труда. Управленческие риски. Вы можете не достигнуть запланированных результатов вовремя или не справиться с ростом компании. Экономические риски. Может измениться состояние экономики в целом или ее некоторых финансовых аспектов, например, уровень процентных ставок может негативно сказаться на финансах вашей компании.
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН План основной деятельности, предусмотренной проектом, опирается на прогноз объема сбыта продукции или услуг, который, в свою очередь, основывается на результатах исследования рынка. Для правильного описания издержек необходимы данные о технологии производства: потребности в материалах, нормировании труда, стоимости ресурсов, потребляемых в производстве, а также прогноз ценовых тенденций на эти ресурсы. В операционном плане необходимо описать: План сбыта План производства Материалы и сырье План персонала Прочие издержки.
8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН В плане сбыта необходимо описать период начала сбыта, перечень реализуемой продукции, объем сбыта, ценообразование и другие условия. Кратко опишите технологии производства. Какой объем производства продукции или услуги, какова величина производственного цикла. Перечислите затраты, относимые на себестоимость производства. Какое сырье и материалы будет использовано: норма расхода единицы сырья на единицу продукции; размер потерь при производстве. Какая стоимость единицы продукции, график и условия оплаты, условия формирования запасов готовой продукции / сырья / полуфабрикатов. Обязательно оцените, как будет меняться объем производства, за какое время проект сможет выйти на полную производственную мощность. Опишите общие издержки: условия оплаты, период выплат, периодичность выплат. Охарактеризуйте привлекаемый персонал, какие затраты будут на заработную плату. Приведите описание их роли в компании, акцентируйте внимание на квалификации, опыте, образовании и других характеристиках, подтверждающих уровень их соответствия занимаемым должностям. Ваша задача убедить инвесторов, что вы собрали сильную команду, которая приведет вашу компанию к успеху.
Акцентируйте внимание на любом аспекте производства, дающем конкурентное преимущество. Если вы нашли способ снизить себестоимость и тем самым повысить прибыльность благодаря использованию новых производственных методов или налаживанию поставок по более низкой закупочной цене, обязательно укажите это в бизнес-плане.
8.1 Прогнозирование объема продаж Проект рассчитан на пять лет. При этом: 1. Коэффициент загрузки мест составляет 0,75 в первый год реализации проекта. Объем продаж ежегодно возрастает на 5%; 2. Выручка от прочих услуг принята, укрупнено, в размере 10% от выручки от основной деятельности; 3. Ежегодный рост цен составляет 10%
8.2 Оценка прямых материальных затрат Все дальнейшие расчёты ведём по первому году реализации проекта; для каждого последующего года все виды затрат будут увеличены на 10% ежегодно.
8.6 Расчёт коммерческих и управленческих расходов Принимаем к расчёту: 1. Коммерческие расходы: 1 год – тыс.руб.; 2 год – тыс.руб.; 3 год – тыс.руб.; 4 год – тыс.руб.; 5 год – тыс.руб. 2. Общие и административные расходы: 1 год – тыс.руб..4 2 год – тыс.руб.; 3 год – тыс.руб.; 4 год – тыс.руб.; 5 год тыс.руб
8.7 План доходов и расходов Все предыдущие расчёты сведём в табл
8.8 Анализ безубыточности проекта Критический объём продаж может быть рассчитан с использованием величины маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой и переменными издержками: МД=N-Cv, [1] Где N – выручка от продажи; Cv – сумма переменных издержек. Так как гостиница – предприятие многопрофильное, в расчёте критического (безубыточного) объема используется понятие удельного маржинального дохода: Nmin=CF/md, [2] Где CF – постоянные издержки; md – удельный маржинальный доход.
С понятием «безубыточный объём» тесно связано понятие «запас финансовой прочности». Запас финансовой прочности (зоны безопасности) представляет собой разницу между фактическим и безубыточным объемами. Т безубыточности=Пост. изд./(1-Перем.изд./Выруч.)
9. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ Финансовый план предназначается для подготовки плана финансовой деятельности предприятия. Здесь можно описать условия привлечения финансовых ресурсов, порядок обслуживания задолженности и расчетов с акционерами, а также определить условия размещения свободных денежных средств и использования прибыли предприятия. Потребность в капитале определяется на основании данных, отображаемых в Отчете о движении денежных средств ("Кэш-фло"). Баланс наличности представлен в последней строке таблицы "Кэш-фло" и демонстрирует прогнозируемое состояние расчетного счета предприятия в каждый момент его деятельности. Существует два основных вида источников финансирования: вклады инвесторов, претендующих на доходы предприятия; займы, полученные на условиях оплаты финансовых ресурсов и возврата их в установленный срок.
9. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ Выбор между акционерным и заемным капиталом определяется стратегией развития предприятия. В любом случае, при разработке плана финансирования необходимо решить следующие задачи: 1. Обеспечить поступление денежных средств в объеме, достаточном для реализации проекта. Другими словами, баланс денежных средств должен быть неотрицательным в каждый момент деятельности предприятия. 2. Не допускать привлечения капитала, превышающего потребности финансирования проекта, чтобы ограничить расходы на оплату финансовых ресурсов (выплаты процентов и дивидендов). 3. Реально оценивать стоимость привлеченного капитала. При этом можно опираться на предложения конкретных инвесторов или данные анализа финансового рынка. В последнем случае, для создания схемы финансирования проекта привлекательной как для инвесторов, так и для предприятия, необходимо учитывать доходность и надежность различных финансовых инструментов, которые могут рассматриваться в качестве альтернативных финансовых вложений. 4. Предусмотреть неблагоприятные сценарии, при которых потребность в финансировании может оказаться больше расчетной в результате роста инфляции, возникновения дополнительных издержек или действия других факторов.
В плане финансирования проекта приводятся данные о графиках выдачи заемного капитала (кредита) и финансирования собственными средствами. Также расписывается структура финансирования проекта. Кроме заемного капитала предполагается участие в финансировании и собственных средств. В финансовом плане следует расписать все общие финансовые предпосылки проекта, влияющие на расчет финансовых потоков, то есть такие как: Длительность и дата начала проекта Валюта Налоги Инфляция Ставка дисконтирования Обычно при описании длительности и даты начала проекта пишут, что длительность проекта или предприятия рассчитана на неопределенный срок (то есть подразумевается, что предприятие действует на больший срок, чем срок, на который рассчитан проект).
Гостиница образована в организационно-правовой форме акционерного общества открытого типа, уставный капитал которого в размере тыс.руб. на начало реализации проекта сформирован полностью. Потребность гостиницы в денежных средствах: 1. Формирование основного капитала – тыс.руб. – потребность полностью удовлетворяется за счёт собственных средств; 2. Формирование оборотных средств – тыс.руб. – удовлетворяется на тыс.руб. за счёт собственных средств и на тыс.руб. – за счёт долгосрочного кредита сроком на 2 года под 25% годовых. Уплата процентов производится в конце года. Кредит погашается разными долями в течение двух лет. Доли выплачиваются в конце 1 го и 2 го года реализации проекта. Как показали расчёты в течение двух лет кредит и проценты по нему будут погашены полностью.
10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА В разделе приводятся расчетные показатели, характеризующие финансовую эффективность проекта – получение денежных потоков от понесенных в рамках проекта инвестиций. В основе принимаемых инвесторами решений лежат будущие денежные потоки вашей компании, ее способность обеспечивать большую эффективность по сравнению с альтернативными инвестициями. Важно, что стоимость денег во времени различна. Прежде всего, на нее влияет возможность иных вариантов получения дохода. Для бизнес-планов временная стоимость денег связана с неопределенностью получения желаемых доходов от проекта, в том числе из-за инфляции, из-за возможного риска невозврата вложенных средств. Стоимость денег во времени позволяет сделать вывод о некорректности суммирования денежных потоков, относящихся к различным периодам. Поэтому для оценки проекта инвесторы используют учитывающие это показатели NPV (чистой приведенной стоимости или чистого приведенного дохода) и IRR (внутренняя норма доходности).
Для оценки эффективности проекта используем метод чистой приведённой стоимости, который основан на сопоставлении дисконтированной стоимости денежных поступлений за прогнозируемый период и инвестиций. Под денежными поступлениями понимается сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений: Rt=П4+А, [3] Rt=П4+А, [3] Чистая текущая стоимость определяется по формуле: NPV=Σ Ri/(1+r)i-JC, [4] Где JC – объем инвестиций, который на начало реализации проекта принимается как завершённый; Ri – элемент потока денежных поступлений в i-ом году; (1+r) – коэффициент дисконтирования, учитывающий средний уровень риска проекта; i – порядковый номер года реализации проекта. При NPV>0, проект признаётся эффективным.
Имеем: NPV= /(1+0,16)/ /(1+0,16) /(1+0,16) /(1+0,16) /(1+0,16)5=30807/1, /1, /1, /1, /2, = = тыс.руб. Таким образом, проект экономически эффективен (NPV>0).При этом срок окупаемости проекта не превысит трёх лет.