«Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования» Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений.
Advertisements

СТАНДАРТЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией Восстановительной медиации 17марта 2009г.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ.
Организация службы медиации в образовательной среде.
Особенности развития медиации в Пермском крае в контексте мировых и общероссийских тенденций А.Л. Хавкина Ассоциация медиаторов Пермского края.
Медиация как альтернативный метод разрешения споров Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О.
Развитие службы школьной медиации в школах г.Комсомольска-на-Амуре Семинар педагогов-психологов 11 ноября 2014 г.
Создание школьной службы примирения. Конфликт – выраженное нарушение партнерских взаимоотношений. В конфликте всегда присутствует противостояние и взаимная.
Краевая межведомственная конференция «Применение восстановительных технологий в работе с несовершеннолетними в Пермском крае: результаты и перспективы.
Технологии разрешения и предотвращения споров в образовательной среде Чиркун О.В. старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО.
В ОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ. Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 27 Комиссарова И.В.
Руководитель службы примирения МДОУ 3 «Лукошко» педагог-психолог Гусева Ирина Михайловна Руководитель службы примирения МДОУ 3 «Лукошко» педагог-психолог.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Председатель РМО Тюрина Вера Викторовна Методическое объединение социальных.
«А ЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ШСП: ОПЫТ РАБОТЫ В МБОУ «К ОНТОШИНСКАЯ СОШ» Заместитель директора по УВР, педагог – психолог Лосенкова С.А.
Комиссии по урегулированию споров Коновалов Антон Юрьевич.
Школьная медиация: первые шаги в профессию Участники проекта: Барабошкина Елена Кобченко Юлия Миненкова Ульяна Трифанова Анастасия Кураторы проекта: Молодкина.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НА ЮГО-ЗАПАДЕ.
ТЕМА: « Служба школьной медиации » Выполнила: социальный педагог МБОУ СОЩ 3 р.п. Солнечный, Хабаровского края Чумаченко Марина Анатольевна.
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
Транксрипт:

«Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования» Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры воспитание и психологическое сопровождение Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О

Модель школьной службы примирения разработана межрегиональным общественным Центром «Судебно- правовая реформа» в 2000 году. В 2010 году, по данным Фонда защиты детей от жестокого обращения, школьные службы примирения вошли в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка». В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей 2014 – 2017 гг.» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2014–2017 годы». За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде и Волжском, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других.

Медиация - это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

Принципы восстановительной медиации: Добровольность участия сторон. Информированность сторон. Нейтральность медиатора. Конфиденциальность процесса медиации. Ответственность сторон и медиатора. Заглаживание вреда обидчиком. Самостоятельность служб примирения.

В России по данным мониторинга на 2014 год: 630 школьных служб примирения в 19 регионах. В них работают 962 взрослых медиатора и 1797 медиаторов-сверстников. Успешно разрешены 3189 конфликтных ситуаций, что составляет 96% от числа конфликтов, переданных в службы примирения. В программах восстановительной медиации приняли участие человек (9882 несовершеннолетних и 3136 взрослых). В Костромской области по данным мониторинга на 2015 год создано более 40 школьных служб примирения и 2 муниципальные службы примирения. Число членов служб примирения – 217. Успешно разрешено 89 конфликтных ситуаций, что составляет 91,1% от числа конфликтов, переданных в службы примирения. В программах восстановительной медиации приняли участие более 310 человек.

Правовая основа сети служб примирения ˗ Федеральный закон 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от г. ˗ Стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. ˗ Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от N 273 – ФЗ, (ст. 27 п. 2) ˗ Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» (Гл.VI п.4 и Гл. 7). - N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г р формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, реализация технологий восстановительного правосудия и проведения примирительных процедур» Национальная стратегия действий в интересах детей на годы от 01 июня 2012 года, которая определила ряд мер, имеющих отношение к восстановительному правосудию и службам примирения: (…) приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения); организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на годы, в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия», где указывается: разработка программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность: развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия; организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях

Служба примирения Комиссия по урегулированию споров Работает с другими видами конфликтов: -споры и конфликты между обучающимися, между обучающимися и педагогами, педагогами и родителями; -криминальные ситуации (кражи, драки, порча имущества и т.п., в том числе по делам, передаваемым на рассмотрение в КДН и ЗП – работа с правонарушителем и жертвой по восстановлению способности к общению; - ситуации травли, боулинга, групповых конфликтов обучающихся, межэтнических конфликтов и т.д. Пункт 2 статьи 45 закона N ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» «урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания».

Служба примирения Комиссия по урегулированию споров Участники конфликта самостоятельно находят выход из трудной ситуации, а не специалисты из службы примирения. Обязательность на основании подписания примирительного договора для участников процедуры медиации в любой форме Пункт 4 статьи 45 закона N 273-ФЗ решение, принимаемое комиссией «является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением» Часть передаваемых в Комиссию споров (например, трудовой спор между администрацией ОУ и педагогом) может попасть под регулирование ФЗ-193 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", что выдвигает к медиатору определенные ФЗ-193 требования (в частности по квалификации, возрасту медиатора и т.д.).

Правовая основа сети служб примирения Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): (…) как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».