Учебно-методический семинар « Алгоритм разработки рабочих программ для специалистов службы сопровождения по профилактике побегов и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте» 26 ноября 2015 года.
Побег - это один из способов защитного поведения подростка (!!!). Бегство – физиологический уход от (раздражителя) квалифицируется как первичная (до психическая) защитная реакция организма человека (!!!). Самовольный уход - тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.
1) Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск удовольствия, развлечения. 2) Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание 3) Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых. 4) « Специфический пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.
Эмансипационные - наиболее частые(45%),совершаются, чтобы избежать опеки и контроля, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться свободной, «веселой» и «легкой» жизни. o Импульсивные - составляет 26%. Как правило первые побеги – следствие жестокого обращения, сурового наказания, «расправ» товарищей. o Демонстративные – наблюдаются в 20%, с целью привлечь внимание. o Дромоманические – редкий тип(9%). Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение, немотивированная тяга к перемене обстановки. Побег в одиночку лет От 7 до 15 лет От 12 до 17 лет
Беглецы-исследователи – молодые люди, желающие путешествовать, лишенные самостоятельности. Побег - способ утвердить свою независимость. Обычно оставляют записку, возвращаются домой по собственной инициативе. Беглецы – шантажисты – серьезные и длительные конфликты по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п., поэтому уход – способ заставить принять их условия. Беглецы от опасности - чтобы избавиться от постоянного физического (сексуального) насилия. Часто сопутствует употребление алкоголя, наркотиков. К уходу часто подталкивают избиения и угрозы.
Побеги из интерната являются типичным способом реагирования на возникающие проблемы для значительного числа воспитанников (58%). Причины побегов: тоска по дому (48%), тяга к свободе ( 26%), сложно приспособится к условиям интерната (12%), побои и оскорбления (10%). Жестокое обращение со стороны воспитателей и учителей, как причина побега из интерната фиксируются как единичные случай в большинстве ОУ.
Дефицит эмоционально-волевой сферы. Низкая коммуникативная компетентность. С трудом принимают новые правила и более сложные социальные отношения. Дефицит самостоятельных форм поведения. Испытывают чувство незащищенности, неуверенности в себе и своих силах, избегают ситуаций, в которых могут почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу, стремятся найти объект, который снимет напряжение. нуждаются в положительном риске, который помогает развить качества личности, преодолеть страхи и влиться в социум; Если среда, в которой ребенок живет, не предоставляет возможностей для этого, они могут начать пробовать себя в других местах, которые позволяют получить острые ощущения.
Анализ социальных характеристик воспитанников, склонных к самовольным уходам.
это подросток: чаще мальчик; в возрасте лет; поступивший из семьи, как правило ведущей асоциальный образ жизни; находящийся в ОУ от 1 месяца до 1 года; имеющий 1-2 самовольных ухода; чаще всего совершивший уход из учреждения или летнего лагеря (чаще в группе).
В детском учреждении должна быть построена система общения взрослых с ребенком, обеспечивающая основную его потребность в положительных эмоциях, что содействует формированию чувства защищенности и базового доверия к другим людям. Отношения взрослых с детьми должны строиться на удовлетворение эмоционального голода.
формирование самостоятельности ребенка, инициативы, ответственности, автономности как альтернатив зависимости; развитие эмоциональной сферы, расширение диапазона эмоциональных переживаний, повышение компетентности в понимании собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, что является основой коммуникативной компетентности; становление социальной компетентности ребенка, позволяющей эффективно действовать в жизненных ситуациях разного типа, продуктивно разрешать трудности; Развитие умений обнаруживать дефицит собственного ресурса и находить варианты его восполнения; формирование ценности здорового образа жизни.
За пределами учреждения В учреждении Собственная деятельность специалиста службы сопровождения Получение информации из вне Получение информации от «близких» спец-ов Программа профилактики учреждения (схема работы) Взаимодействие педагогов различного профиля в рамка программы. Реализация программ помощи конкретным воспитанникам и группам
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, проживающих в учреждении; Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы 1 раз; Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.
- система мероприятий, направленных на адаптацию вновь прибывших воспитанников; - система мероприятий, направленных на расширение адаптивных возможностей подростков ( лет); - система мероприятий, направленных на реабилитацию подростка, совершившего побег (самовольный уход).
Программа адаптацию вновь прибывших воспитанников; «СТАРТ» Программа расширения адаптивных возможностей подростков ( лет); «ПУТЬ к СЕБЕ» Программа реабилитации подростка, совершившего побег «ВЫХОД ЕСТЬ!»
Снятие стрессового состояния, снижение уровня тревоги и страхов при попадании в новые условия; повышение уровня защищенности и безопасности;
Объект – вновь прибывший подросток, «новичок»; Продолжительность действия программы: - Режим: групповой - в среднем от 1 дня до 1,5 месяцев; - индивидуальный – по состоянию подростка от 1 месяца - до 6 месяцев; Форма : тренинговые занятия часов Индивидуальное консультирование - до 4-5 встреч с целью - отслеживания состояния - «новичка» Система кураторства (наставничества), освоение «новых» правил; Помощь в установлении и поддержании социальных связей внутри учреждения; Проведение социально-психологической диагностики «новичка», включая получение и анализ информации из вне. По окончании адаптационного периода – вывод об адаптации «новичка» с отнесением к определенной группе
Расширение эмоционально- поведенческого репертуара реагирования подростка ( коппинг- стратегии); повышение коммуникативных умений; Обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля; совладания со стрессом и агрессией;
Объект- подростки, склонные к самовольным уходам, социально успешные подростки, неформальные лидеры; Продолжительность действия программы: в течение всего времени нахождения подростка в учреждении Режим: групповой Форма: Тренинговые занятия - от 30 до 40 часов - коммуникативный тренинг, тренинг ассертивности, тренинг саморегуляции, антистрессовые программы, тренинг по разрешению конфликтов и т.д. и т.п. Организация и работа службы примирения по разрешению конфликтных ситуаций; Организация жизни в учреждении,обеспечивающая его потребность в положительных эмоциях, что содействует формированию чувства защищенности и базового доверия к другим людям. Отношения взрослых с детьми должны строиться на удовлетворение эмоционального голода. Помощь в установлении и поддержании социальных связей внутри учреждения;
Выяснение причин психологической травматизации; Снятие шокового состояния; совместное переживание травматической ситуации с переработкой травматических воспоминаний и их интеграцией; Формирование устойчивости к травматическим переживаниям и восстановление связей в условиях образовательного учреждения;
Объект – подросток, склонный к побегам, «беглец-рецидивист»; Продолжительность действия программы: - Режим: индивидуальный – по состоянию подростка от 1 месяца - до 6 месяцев; Форма: - индивидуальное консультирование - до 5-10 встреч с целью - отслеживания состояния - «бегунка» - система кураторства (наставничества); Помощь в восстановлении и поддержании социальных связей внутри учреждения; Проведение социально-психологической диагностики «бегунка», включая получение и анализ информации из вне. По окончании адаптационного периода – вывод об адаптации «беглеца» с отнесением к определенной группе
Делай ЧТО ДОЛЖНО И БУДЬ что БУДЕТ. Желаем удачи!!!