Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева).
Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико- мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова.
У детей с несформированным фонетико – фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. Придя в школу они, часто оказываются в числе неуспевающих.
Игры и упражнения способствующие развитию фонематического восприятия у детей с ОНР. «Какой предмет издает звук?» Оборудование: деревянная и металлическая ложки, карандаш, линейка, резиновый мяч и т.д. Взрослый стучит предметом, ребенок определяет каким.
«Узнай по звуку» Ребенку предлагается закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика и т.д.)Предлагается прослушивание 2-5 звучаний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучащие предметы или их изображения. 6
Игра «Поймай звук» Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например: звук [ C ]. -З, С, Ш, Х, С, С, Ж, С, Ц, Ш, С. -СОМ, ДОМ, СОК, ШИШКА, СОСНА, ЖУК, ЗУБ. Игра «Подскажи словечко» В реке большая драка, Поссорились два р…(рака) Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к р….(речке). Наша старшая сестра Вяжет с самого у…(утра) Среди жирных голубей Прыгал тощий в…(воробей)
Игра «Назови картинки» Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [З].
Игра «Четвертый лишний» Назовите предмет, в названии которого нет звука [Ш].
Игра «Назови первый звук в слове» Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например: кот - [к].
Игра «Назови последний звук в слове» Назовите предметы на картинках, выделяя последний звук в слове. Например: сом - [м].
Игра «Определи место звука в слове» Определите место звука [с] в словах.
«Шутки-минутки» Найди ошибку в стихах. -ОЙ! – КРИЧАТ ВОКРУГ ХОЗЯЙКИ.- В ОГОРОД ЗАБРАЛИСЬ МАЙКИ (зайки). ДОСКИ НА ГОРУ ВЕЗЕМ БУДЕМ СТРОИТЬ НОВЫЙ КОМ (дом). ЛЮБОПЫТНЫЕ МАТРЫШКИ СОБИРАЮТ С ЕЛОК ФИШКИ (шишки). ПРИЛЕТЕЛ ИЗ ЛЕСА ЛУК (жук) И ЗАЛЕЗ ПЛД ЬОЛСТЫЙ СУК. ЖИЛ В ЛЕСУ ОДИН ЧУДАК, РАЗВОДИЛ В САДУ ОН ЛАК (мак).
Список литературы: 1.У.В.Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста» 2.В.П.Невская «Речевые игры и упражнения» 3.Н.И.Дьякова «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников»